| Новости | Расписание богослужений | Паломническая служба | Храмы | Библиотека | О нас |

Знакомство с православными святынями – хорошая школа познания, через которые человек учится любви к своему Отечеству, почитанию его богатого духовного и культурного наследия.


Нажмите: Икона Пресвятой богородицы "Уральская" в большом формате 80 kb, со стихотворением

Посещая Екатеринбург, во время очередной паломнической поездки, узнали о иконе Пресвятой Богородицы "Уральская". Она находится в Свято-Никольском храме, на улице Ясной. Решили ее почтить.

В Свято-Никольском храме мы узнали о его чудесном возведении за 18 дней, об истории написания образа Пресвятой Богородицы "Уральская". Подробнее »»


Справки по телефону
8 ( 351 - 61 ) 3 - 12 - 59
вечером, после 18 часов.

 

МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ
ОТДЕЛ ВНЕШНИХ ЦЕРКОВНЫХ СВЯЗЕЙ
ПАЛОМНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Первая общецерковная конференция
«Православное паломничество:
традиции и современность»

27 октября 2004 года

Сборник материалов конференции

prpal000-5.jpg

тел./факс: (095) 143-58-28
E-mail: editor@poklonnik.ru
www.poklonnik.ru


Приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Преосвященные архипастыри, дорогие отцы, братья и сестры!

Сердечно приветствую участников Первой общецерковной конференции «Православное паломничество: традиции и современность», а в Вашем лице церковные паломнические службы и сообщества.

Православное паломничество - давняя и почитаемая в нашем христолюбивом народе традиция. Она освящена стопами Самого Христа Спасителя, Который, по слову Евангелия, со Своей Пречистой Матерью и святым праведным Иосифом ходил «в Иерусалим на праздник Пасхи» (Лк. 2:41). Этой традиции во все века следовали церковные иерархи, пастыри, монашествующие и многочисленные миряне, стремившиеся поклониться православным святыням и вознести пред ними горячую молитву. Подробнее »»


Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл,
председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата

Проблемы и пути развития современного православного паломничества

С самого начала бытия Христовой Церкви жизнь верующих включала в себя посещение мест, связанных с жизнью и подвигами Господа нашего Иисуса Христа и его Пречистой Матери, а позже и святых угодников. Эти места стали называться святыми, и были объектами поклонения уже первых христиан. Замечателен и хорошо известен в церковной историографии труд, который назывался по латыни «Peregrinatio ad loca sacra», или «Путешествие к святым местам». В IV веке удивительная женщина, Сильвия Аквитанка, посетила святые места и составила тщательные описания богослужений, которые совершались тогда у Гроба Господня. Этот ее труд - «Peregrinatio ad loca sacra» - и стал одним из важнейших источников по исторической литургике. Сегодня невозможно восстановить строй богослужения Древней христианской Церкви без описания Сильвии Аквитанки. Я напомнил этот факт, хорошо известный ученым-литургистам, чтобы сказать: паломничества имеют не только духовную ценность для тех, кто их совершает, но и, благодаря сохранившимся описаниям, большое значение для исторической и богословской науки.

Само слово паломник, пилигрим происходит от латинского слова palmarius -пальмовник, т.е. человек, держащий пальмовую ветвь, так как паломники, посещавшие Святую Землю, передвигались по ней с пальмовыми ветвями в руках. И очень часто с этими ветвями возвращались домой, неся их как освященный предмет, как святыню. Подробнее »»


Епископ Егорьевский Марк,
заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата,
главный редактор журнала «Православный паломник»

Православное паломничество: содержание понятий

Все мы являемся свидетелями тех мировоззренческих сдвигов, которые происходят в современном мире. Вызывает беспокойство, что все шире распространяется подход, согласно которому вся жизнь рассматривается, исходя из принципов рынка. Под это прокрустово ложе подгоняются и проявления религиозной жизни. Подобное утверждение справедливо в отношении темы паломничества, обсуждаемой настоящей конференцией. В законодательствах самых разных стран вы не найдете понятия паломничество. Все перемещения, имеющие религиозную мотивацию, объявляются сферой интересов туризма. А туризм в наше время все чаще рассматривается с экономической точки зрения. Нет нужды говорить, что такой подход является разрушительным для паломничества. К сожалению, очень часто приходится встречаться с непониманием сути паломничества. Причем это бывает не только у людей светских. Причина притяжения многих светских людей к теме паломничества понятна. Мотивы этого интереса коренятся в желании извлечь материальную выгоду. Если туристский продукт можно продать в упаковке паломничества, то почему стоит этим пренебрегать?

Непонимание сути паломничества можно обнаружить и среди организаторов паломничества, занимающихся этой деятельностью в ограде Церкви. Проявлением такого непонимания является употребление названий из мира туристского бизнеса, которые вообще не имеют никакого отношения к теме паломничества. К их числу относятся такие выражения как: паломнический тур, экскурсия по монастырю, экскурсионная служба монастыря, гид, экскурсовод, паломнический туризм. Конечно, можно приехать в монастырь для поклонения его святыням, а можно приехать и на экскурсию. И ничего плохого в том, что человек приезжает в монастырь на экскурсию, нет. Слава Богу, если светские люди интересуются храмами, монастырями. Но нужно понимать, что паломничество и туризм просто разные понятия, разные проявления жизни. Паломничество - проявление религиозной жизни, экскурсия - проявление жизни мирской. И понимая это различие, следует называть вещи своими именами. Подробнее »»


Епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий

Паломничество в Тамбовской епархии

Традиция совершать путешествия и паломничества на Руси возникла давно. В дохристианской Руси наших предков можно было встретить и в Скандинавии, и на берегах Каспийского моря, и около стен Святой Софии Константинопольской. В языческую пору древние русы очень живо интересовались религиями, обычаями и нравами других народов. Все впитывали и искали то, что действительно является Правдой. И, наконец, при святых равноапостольных княгине Ольге и князе Владимире они нашли ее: истина - Христос. Множество народа искренне приняло Спасителя. С этого времени путешествия русских людей приобрели новый смысл: они стали подражанием странствующей жизни Господа нашего Иисуса Христа, Который во время своего земного служения постоянно находился в пути, переходя из города в город, из селения в селение.

Первые паломничества русские христиане совершали в Святую Землю - в Иерусалим, но со временем и Русь стали называть Святой. На ее обширных просторах появилось множество своих известных святых мест, которые привлекали благочестивых русских паломников. Подробнее »»


Антюфеев Г.В.,
председатель Комитета по туризму Правительства Москвы

Православное паломничество и религиозный туризм в Москве

Столица России может по праву гордиться своей многовековой историей, так как 38% объектов Российского исторического наследия находится в Москве, в том числе, более 200 их них занесены в реестр ООН. В Москве сосредоточены наиболее значимые православные святыни Русской Православной Церкви - это соборы Московского Кремля, в которых почивают мощи святых митрополитов, патриархов, священномучеников; старинные монастыри - Данилов, Донской, Новодевичий, Новоспасский и другие, в них находятся чудотворные иконы, святые кресты, честные мощи угодников Божиих, которым веками поклоняется русский народ. Рядом с Москвой, в Московской области находится самая значимая святыня Русской Православной Церкви - Троице-Сергиева Лавра, куда совершают паломничества тысячи и тысячи москвичей, гостей столицы, граждан России и других стран. Кроме того, в Московской области находятся другие места паломничества москвичей: Звенигородская Саввино-Сторожевская обитель, Ново-Иерусалимский, Голутвинский и другие монастыри. Правительство города Москвы уделяет большое внимание развитию туризма, в том числе и религиозного туризма в городе Москве.

Основой успешной работы является программа развития туризма Москвы до 2010 года, утвержденная Правительством Москвы. В ней определены главные направления деятельности городских государственных организаций по развитию туристской инфраструктуры, системные работы по формированию положительного имиджа Москвы за рубежом как международного туристского центра, развития внутреннего и выездного туризма, взаимодействие с различными организациями, в том числе с администрацией регионов Российской Федерации. Подробнее »»


Лисовой Н.Н.,
заместитель председателя Императорского Православного Палестинского Общества, старший научный сотрудник Института российской истории РАН. Москва

Паломничество в русской церковной традиции. Богословский и историко-литургический аспект

Православное паломничество как религиозный и культурно-исторический феномен лишь в последние годы становится полноценным объектом научного исследования и осмысления. Проходят научные конференции, защищаются диссертации, издаются книги, как у нас1, так и за рубежом2. Не только в церковном обществе осознана потребность дифференцировать и разграничить паломничество и религиозный туризм в организационном и даже правовом плане. Но и в среде историков зреет понимание того, что мы здесь имеем дело с особым и уникальным явлением, с отдельной стороной в духовной жизни народа и в служении Православной Церкви.

Чем обусловлена возрастающая актуальность проблемы? Сами объекты паломничества - святые места, места связанные с земной жизнью Спасителя, Божией Матери, апостолов, с подвигами святых - до сих пор не воспринимались и не изучались как особая сущность, своеобразная «агиосфера», которая и держит нашу грешную землю. Если еще сегодня, на рубеже третьего тысячелетия, что-то еще нашу землю держит, ее держит вот эта планета святых. Мы до сих пор говорили о чем угодно: об атмосфере, биосфере, ноосфере, говорили о роли культуры и семиозиса, о том, что «красота спасет мир». Не понимая, что когда Достоевский это говорил, он имел в виду красоту духовную, религиозную, красоту христианства, красоту личности Христа, которая привлекает к себе людей, возрождает и спасает их. Но никогда еще не говорили о том, что наша планета - это планета святых. Подробнее »»


Путрик Ю.С.,
заместитель начальника Управления туризма Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму Российской Федерации
вице-президент Национальной академии туризма. Москва.

Взаимодействие и сотрудничество государственных федеральных органов и Русской Православной Церкви в сфере туризма и паломничества

К сожалению, за последние 15 лет так не сложилась система сотрудничества между Федеральными органами исполнительной власти, регулирующими туристскую деятельность, и Русской Православной Церковью в сфере православного паломничества и религиозного туризма. В законодательных документах РФ никак не разделены паломничество и религиозный туризм. В регионах до сих пор работа паломнических организаций и епархиальных паломнических служб несправедливо считается местными властями туристской деятельностью. Подробнее »»


Биржаков М.Б.,
вице-президент Национальной Академии Туризма. Санкт-Петербург.

Правовое регулирование паломничества: исторический аспект и современность

Роль и значение этой конференции, первой в тысячелетней истории православия, необычайно высока и значима. Выработанные решения, несомненно, будут положены в основу многих правовых документов, как церковного, так и светского (гражданского) назначения и учтены в законодательных актах нашего государства.

Одна из главнейших тем настоящей конференции - соотношение туризма и паломничества. Исторически паломничество - религиозный, социальный, культурный, идеологический и даже экономический феномен, существующий издревле во многих культах и религиях, активно и широко развитый в христианстве, является истоком туризма. Говоря научным языком, паломничество - это прототуризм. Если детально проследить все элементы типичного паломнического путешествия, то неизбежно структура общественных отношений и методов организации будет весьма сходна с туристскими путешествиями современности, осуществляемыми в массовом порядке, и исчисляемыми по числу прибытий в 700 млн. только в международном туризме. Если учитывать внутренние туристские перемещения, то этот показатель вырастет еще многократно. Вероятно, это не менее трети населения нашей планеты. Можно поэлементно сравнить программу средневековой паломнической экспедиции из Марселя в Палестину, паломническое путешествие на Святую Землю Томаса Кука в XIX в. и туры настоящего и найти удивительное единообразие в организационных принципах и методах их осуществления. Подробнее »»


Степанов И.Ю.,
руководитель Паломнической службы Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Санкт-Петербург

Актуальные вопросы организации приема паломников и туристов в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре

История организованного и массового паломничества в Валаамскую обитель начинается с 1843 года, с открытием постоянной навигации из Санкт-Петербурга на остров Валаам. В этот момент в Валаамский монастырь прибывали исключительно паломники. В 30-е годы XX столетия, когда монастырь находился на территории государства Финляндии, начинает доминировать уже пребывание туристов на остров по сравнению с паломниками, то есть людей, которые осуществляли поездки в обитель с культурной, ознакомительной целью, в меньшей степени с целью духовной и религиозной. Подобная тенденция прекратилась с момента закрытия монастыря после окончания Великой Отечественной войны. Затем поток туристов в Валаамскую обитель начинает расти с приходом в Россию комфортабельных теплоходов, в 1960-е годы туризм получает свое развитие. Этот внутренний туризм достигает вершины в 80-е годы, и в конце 80-х годов вновь появляется поток паломников в обитель. В 1991 году Спасо-Преображенская Валаамская обитель уже восстановилась и была создана ее Паломническая служба.

Структура посещения нашей обители почти такая же, как в 30-е годы прошлого века: примерно один паломник на семь туристов. На сегодня Паломническая служба в течение летней навигации за сутки обслуживает до 1,5 тысяч туристов без ночлега, то есть в рамках однодневного посещения монастыря, до 80 туристов с ночлегом, и до 100 человек паломников. Как мы делим туристов и паломников? Паломник для нас - это человек, прибывший в обитель с духовными чаяниями, тот человек, который участвует в богослужениях и участвует в таинствах обители. Всех остальных мы почитаем за людей, прибывших в обитель с экскурсионно-познавательными целями, хотя, безусловно, паломники прибывают и на больших комфортабельных теплоходах. Подробнее »»


Моклецова И.В.,
доцент кафедры иностранных языков Московского Государственного университета им. М.В. Ломоносова. Москва

Русское православное паломничество в культурологическом освещении

При рассмотрении вопросов, связанных с изучением русской культуры, следует сделать несколько предварительных замечаний, касающихся нашего понимания культуры. В настоящее время в науке существует более 500 определений культуры, но нет пока ни одного исчерпывающего. Будем «рассматривать культуру как некий феномен, который формируется в каждом человеке и влияет в той или иной степени на весь мир в целом»'. Перед культурологией поставлена задача -дать ответы на животрепещущие вопросы человеческого бытия. Это совсем не означает, что в очередной раз научное знание пытается подменить собою религиозные представления. Культурология обращена к миру личности, типу ее духовности, исповедуемым нравственным ценностям, которые в целом определяют существование народов и цивилизаций. Как бы ни была культура социальна, ее мотивы и механизмы формируются как личностные установки. Культурология призвана обобщить достижения наук о человеке, увидеть мир и человека в зеркале культуры.

Наиболее важным фактором в оценке той или иной культуры является ее верования, поэтому для культурологии естественным становится обращение к религиозным ценностям культуры. Наиболее плодотворно рассматривать культуру как отношения Бога и человека. В православной русской культуре воплотился особый взгляд на человека как на личность, наделенную свободой, разумом, чувством ответственности, способностью к любви и творчеству. Важная роль отведена в ней паломнической традиции, которая стала выразительнейшей формой русской духовной жизни, нашла отражение практически во всех сферах русской культуры и получила самобытное воплощение в русской литературе. К. Леонтьев писал: «Со времени зарождения Руси непрерывным рядом тянутся русские люди на Святую Землю. Царьград, Афон, Иерусалим и Синай — вот те заветные цели, куда целое тысячелетие стремится и идет православный русский народ»... Подробнее »»


Лебедев В.В.,
председатель Союза православных граждан. Москва

Соработничество Христу

Ваше Высокопреосвященство, дорогие владыки, всечестные отцы, братья и сестры. Мне не хочется занимать ваши просвещенные умы теоретическими изысками после высокого по смыслу и очень нужного для практического церковного дела доклада митрополита Кирилла, богословского доклада владыки Марка и других ученейших представителей. Просто скажу очень кратко, даже сегодня в наших выступлениях, в выступлениях уважаемых коллег из Государственной Думы, из разных туристских научных организаций уже наметились определенные противоречия между нами и некоторыми светскими представлениями, что настораживает. Хотелось бы поговорить о проблемах сегодняшнего дня, о главном - законодательном отделении паломничества от туризма. Хорошо сказал уезжающий депутат: «Это надо сделать, и это будет сделано», - и кивнул головой. Но, конечно же, религиозный туризм по этой логике остается за светскими туристскими организациями, и надо сказать, о это очень страшный пункт. Потому что при том состоянии, при котором сегодня Церковь отделена от государства, а отделена она и в других странах Европы, совершать подобные действия с душами людей без ведома традиционных религиозных организаций не позволено или считается плохим тоном. В данном случае человек, который испытывает интерес к святыням сначала в культурологическом плане, о чем уже говорилось, может встретиться вовсе не с духовной трактовкой и даже не с нейтральной, как говорил владыка Марк, не со словом гид, а просто с бытовым оккультизмом. В данном случае в Союз православных граждан входит немало организаций, которые занимаются паломничеством и у меня есть некоторые свидетельства. Вот конкретный случай: недавно возили людей, отдыхающих на Кипре, на один день на Святую Землю. То, что они только там услышали - чудовищно. Ведь, чтобы попасть на Святую Землю люди, которые испытывают тягу к православию, специально собрались, заплатили деньги, поехали, но там, там было все из бытового оккультизма: и обереги, и удача в бизнесе, и посещение алмазного магазина. А потом, после того, как побывали в храме Гроба Господня, все отправились к Стене плача, записочки, естественно, туда воткнуть, чтобы исполнились практические желания. Вот вам образец реального религиозного туризма. Поэтому этот вопрос должен обязательно после нашей конференции вами, практиками дела, обсужден и поставлен на повестку дня. Теперь коротко о нас самих. Я готовился к выступлению более широкому, опрашивал наших братьев, сестер, которые занимаются поездками. Спрашивал: «Есть недостатки?» А в ответ: «Ну, что вы, все в порядке, надо просто денег больше»... Подробнее »»


Назаренко А.В.,
доктор исторических наук, председатель Научного совета РАН «Роль религии в истории», ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН. Москва

У истоков русского паломничества
(исторические, богословские, дисциплинарные и правовые аспекты)

Русь подключилась к паломническому движению в XI-XII вв., когда оно как церковное и общественное явление христианского мира давно уже сформировалось. К XI в., когда появляются первые сведения о русских паломниках, феномен паломничества уже давно обсуждался и с богословской, и с церковно-дисциплинарной точек зрения, и с точки зрения аскетики и душеполезной практики. В зарубежной науке этим теоретическим аспектам паломничества посвящена немалая литература. Присутствует ли эта проблематика на Руси? Если да, то в какой мере? В каких формах происходит ее рецепция? Подобные вопросы крайне мало обсуждаются в нашей науке. Разговор чаще всего ограничивается чисто исторической стороной дела или даже только литературоведческой - обсуждением записок о паломнических путешествиях. Поэтому есть смысл по мере возможности хотя бы обозначить этот круг вопросов, но, разумеется, на собственно историческом фоне.

Если говорить о собственно исторической стороне дела, то, прежде всего, возникает целый комплекс естественных вопросов. Каков был количественный размах паломничества на Руси? Какой его социальный состав? Куда направлялись паломники? Какова была организация паломнического движения? Здесь историк вынужден говорить о целом, располагая крохами, хотя такого рода ситуация на Руси мало чем отличается от ситуации в медиевистике в целом. У нас нет твердых данных даже для того, чтобы оценить интенсивность древнерусского паломнического движения. О ней приходится судить по единичным запискам паломников и по редким сообщениям в других письменных источниках. Эти отрывочные данные, разумеется, далеко не полны. К каким ухищрениям приходится порой прибегать для выявления новых сведений, проиллюстрируем только на одном примере. В «Повести временных лет» - древнейшей достоверно известной русской летописи (нач. XII столетия) - под 911г. сообщается о том, как византийский император Лев VI, после заключения мирного договора с Русью, показывал русским послам «церковную красоту и полаты златыа и в них сущаа богатество... и страсти Господня, и венець, и гвоздие, и хламиду багряную, и мощи святых, учаше я к вере своей»1. Сравнение этого характерного перечня святынь с одним латинским описанием паломничества середины XII в.2, а также с рядом других свидетельств дает основание утверждать, что речь идет о святынях дворцового храма Пресвятой Богоматери Фаросской в Константинополе. И это предполагает, что летописное сообщение отражает реальность не 911 г., а начала XII в., времени создания в Киевском Печерском монастыре Повести временных лет3. Иными словами, перед нами, скорее всего, неявное свидетельство о каком-то киево-печерском паломничестве в Царьград этого времени - паломничестве, по другим источникам не известного... Подробнее »»


Архимандрит Августин (Никитин),
доцент кафедры церковной истории Санкт-Петербургской Духовной Академии. Санкт-Петербург

Русские паломники у Гроба Господня

С самого начала своего бытия Русская Православная Церковь поддерживала тесные отношения с Православными Церквами Востока, прежде всего с Константинопольской и Иерусалимской. Через Царь-град лежал путь русских паломников в Палестину - колыбель христианства. Паломники из славянских стран стали появляться в Палестине, начиная с VI-VII вв. по Р.Х. Самое раннее письменное свидетельство о таком паломничестве в Иерусалим, совершенном преподобным Варлаамом Печерским, относится к 1062 году. Все они стремились в Иерусалим, к тому месту, которое является святыней для каждого христианина - храму Воскресения Христова и находящимся ныне в его стенах Голгофе и Гробу Господню.

История создания этого храма уходит в глубокую древность. Члены первой христианской общины с благоговением чтили Голгофу и Гроб Господень - места, связанные с Крестными Страданиями и Воскресением Спасителя. В 70 г. по Р.Х. Иерусалим был разрушен римскими войсками и снова стал восстанавливаться в 136 г. при императоре Адриане (117-138 гг.), который приказал построить на Голгофе храм Венеры, а на месте Воскресения Христова - храм Юпитера... Подробнее »»


Монах Венедикт,
заведующий Паломнической службой Успенского Тихвинского монастыря. Санкт-Петербургская епархия. Тихвин.

Опыт становления массового паломничества к святым местам Северо-Запада России на примере Успенского Тихвинского монастыря. Организация работы паломнической службы до и после возвращения Тихвинской чудотворной иконы Божией Матери

Ваше Преосвященство, спасибо за то, что пригласили нас выступить, рассказать о том, что же происходит в Тихвинском монастыре на протяжении последних нескольких месяцев после возвращения Тихвинской чудотворной иконы Божией Матери. Мы все были участниками, кто по, телевизионным репортажам, кто благодаря прессе, кто лично участвовал в Москве, в Санкт-Петербурге, или же в Америке, а затем в Риге в торжествах, посвященных возвращению в Россию Тихвинской иконы Божией Матери. Тихвинский монастырь организовал свою Паломническую службу в 2001 году. Тогда мы принимали в месяц не более 2-3 паломнических групп из разных регионов России, в основном, из Санкт-Петербургской епархии. По возвращении чудотворной иконы в обитель, мы столкнулись с огромным интересом со стороны различных паломнических служб, епархий, как в России, так и за рубежом. Сейчас многие верующие желают посетить обитель ради поклонения Тихвинской иконе Божией Матери. Таким образом, мы можем считать, что 90 % посетителей нашей обители в настоящее время это именно православные паломники. Тихвинский монастырь 16 июля сего года посетил Путин Владимир Владимирович, президент Российской Федерации, причем его визит в наш город состоялся более чем через сто двадцать лет после последнего посещения монастыря главой государства, императором Александром II в Тихвин. И, конечно, после визита президента мы часто встречали в своей обители различных представителей власти Российского государства, которые, в основном, город Тихвин посещали именно ради Тихвинской иконы и монастыря, и Владимир Владимирович Путин кроме монастыря иных мест в городе не посещал. Мы рассматриваем посещение первым лицом государства Российского Тихвинской обители как паломническую поездку.

Многие граждане, приезжающие в наш монастырь, в большей степени люди светские, которые, может быть, до этой паломнической поездки в Тихвин ни разу не участвовали в подобных путешествиях. Как правило, они ожидают от Тихвинской иконы Божией Матери некоего чуда, разрешения некой личной проблемы. Очень часто мы сталкивались с тем, что люди действительно получали просимое от Тихвинской чудотворной иконы Божией Матери и становились глубоко верующими. Таким образом, сама святыня - Тихвинская икона Божией Матери - действует как объект живой проповеди, совершающей чудо, потому что люди убеждаются, может быть, будучи в своей большей степени маловерны, что действительно по их просьбам происходит что-то новое и необычное в их жизни... Подробнее »»


Монахиня Софрония,
руководитель пресс-службы Ново-Тихвинского монастыря. Екатеринбург

Возрождение святынь Уральской земли

Преосвященнейшие архипастыри и пастыри, братья и сестры, позвольте от лица настоятельницы Ново-Тихвинского монастыря города Екатеринбурга, игумении Любови, приветствовать всех вас. А также поблагодарить священноначалие за предоставленную возможность поделиться нашим опытом, рассказать о проблемах и вопросах, которые решает наша обитель при организации паломничества на те святые места, вверенные промыслом Божиим нашему попечению.

Уральская земля взрастила немало угодников Божиих, но все же главным небесным заступником нашего края по праву считается святой праведный Симеон Верхотурский и всея Сибири чудотворец. Волею Божией нашей обители выпала честь восстанавливать святыни, связанные с именем этого удивительного святого - уже открыто два подворья монастыря в Верхотурском уезде. В своем докладе я бы хотела кратко рассказать о праведном Симеоне, о почитании его до революции и о возрождении паломничества по святым местам, связанным с его именем... Подробнее »»


Галицкий С.Г.,
руководитель Паломнической информационной региональной службы. Санкт-Петербург.

Об информационном обеспечении Православного паломничества

В первую очередь хочу поблагодарить организаторов конференции. Считаю, что она проводится очень своевременно и обсуждаемые на ней проблемы чрезвычайно актуальны для Русской Православной Церкви, всего российского общества. В своем кратком выступлении я коснусь только одного аспекта возрождения православного паломничества - его информационного обеспечения.

Понятно, что паломничество - это не туризм. И необходимо осуществить правовое разделение паломничества и туризма. Но в то же время мы можем и должны использовать те технические приемы и наработки, которые есть в туристическом бизнесе. Особенно это касается информационного обеспечения туризма. Если мы посмотрим на то, что является непременным атрибутом туристского бизнеса, то увидим здесь: справочники-путеводители, путевые карты, специализированные журналы и интернет-сайты с возможностью выбора туров по заданным параметрам (страна назначения, время отправления, стоимость и т.д.)... Подробнее »»


Комиссаров В.И.,
директор Музея путешествий и паломничества по святым местам. Москва.

О смысле православного паломничества. Музей путешествий и паломничества по святым местам

Слава Богу, что паломничеству по святым местам стало уделяться внимание на высоком церковном уровне. По свидетельству Блаженного Иеронима (IV век) христиане всегда думали, что «в них меньше будет религиозности, меньше знаний, что они не достигнут высшей добродетели, если не поклонятся Христу в тех местах, где заблистало первоевангелие».

На Руси паломничество возникло с первых же дней распространения христианства. Для нас, православных людей, паломничество крайне интересно уже по одной его устойчивости и поразительной распространенности. Продолжаясь в процессе долгого ряда веков, оно с особенной силой охватило Древнюю Русь, увлекая целые толпы путешественников и паломников в далекие страны и места, заставляя преодолевать необыкновенные трудности... Подробнее »»


Ворсин А.А.,
сотрудник Паломнического отдела Успенской Киево-Печерской Лавры. Киев.

Об опыте работы Паломнического отдела Успенской Киево-Печерской Лавры

Ваше Высокопреосвященство, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

В этом высоком собрании мне выпала честь говорить от лица тех людей, которые трудятся над возрождением паломнических традиций в Киево-Печерской Лавре. Не желая уклоняться в национализм (русский, украинский или белорусский), посмеем, всё же, напомнить, что Киев называют «матерью городов русских», а Киево-Печерская Лавра, много веков являясь оплотом православия на Руси, прочно вошла в историю нашего отечества... Подробнее »»


Архимандрит Зосима,
секретарь Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии. Иваново.

Обители Ивано-Вознесенской земли

Ваше Преосвященство, дорогие глубокочтимые владыки, дорогие отцы, братья и сестры и участники конференции!

Тема моего сообщения, как сказал владыка «Обители Иваново-Вознесенской земли», конечно, тема очень объемная и за тот небольшой регламент времени, 10 минут, невозможно передать все, что хотелось бы сказать по этому поводу. Тема нашей конференции это: «Православное паломничество: традиции и современность», конечно, мой доклад не претендует на какую-то концептуальность, но если говорить собственно по существу, то можно констатировать, что современные традиции православного паломничества не просто возрождаются, но проходят свое новое становление... Подробнее »»


Минулин Ю.А.,
директор Паломнической службы «Радонеж». Москва.

Православное паломничество в России в период с 1989 по 2004 годы. Особенности, проблемы и решения

Преосвященные архипастыри, уважаемое собрание, всечестные отцы, братья и сестры! Наверное, первое, что надо бы сказать, что я искренне рад всех вас здесь видеть. Наверное, этого момента мы несколько долго ждали - 15 лет. Дело в том, что Паломническая служба «Радонеж», может быть, одна из тех, которая начала свою работу еще в 80-е годы в храме Илии Обыденного здесь, в Москве. Мне хочется вас даже поздравить, что вы все здесь собрались. Дело в том, что первая конференция, наверное, особенная, всегда хочется видеть, знать и чувствовать что-то новое, почувствовать то, что у тебя есть близкие, есть единомышленники. Когда мы собирались среди своих друзей в середине 80-х годов, нам это было очень сложно понять, что мы когда-нибудь сможем и будем проводить экскурсии, уж простите за это слово, тогда другого не было, по святым местам. Правды ради надо отметить, что первая конференция православных паломнических организаций состоялась в 1992 году и возглавил ее архиепископ Арсений. В 1992 году там было 20 человек, в 93-м приехали люди уже из 50 городов нашей страны, и надо сказать, что слова архиепископа Арсения были таковы в этот момент:

«Я думал, что вы все в прошлом году разойдетесь и ничего из этого не получится». В 1993 году он увидел обратное. Сегодня я очень благодарен владыке епископу Марку, заместителю председателя Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви, благодарен Сергею Юрьевичу Житеневу, директору Паломнического Центра Московского Патриархата, за то, что они нашли силы собрать всех участников конференции, дать возможность многим выступить и накормили. Дело в том, что в 1992-1993 гг., так как у нас была возможность у единственных, может быть, иметь какие-то средства, мы приглашали тех, кто приезжал в Москву, и оплачивали им проезд на один день туда и обратно, откуда бы он ни ехал. Екатеринбург приезжал, приезжала Самара, приезжала Польша, приезжала Рига. Так было в то время... Подробнее »»


Гусев В.Д.,
кандидат педагогических наук, заместитель руководителя Паломнической службы «КОВЧЕГ». Москва.

Путешествия с духовными целями - школа Православия

Ныне в путешествия с духовными целями, а именно они являются основой Православного паломничества, ежегодно только по России (по самым скромным прикидкам) отправляются уже многие сотни тысяч человек. Кроме того, многие миллионы людей посещают монастыри и храмы в рамкам религиозного туризма.

Желание именно через паломничество прикоснуться к вере захватывает многих. Это не случайно. Православное паломничество всегда было и должно оставаться школой постижения основ Православия. Не случайно, паломничество всегда было одной из форм христианского подвижничества, а в первых паломниках пребывали сами монахи и духовенство... Подробнее »»


Прозорова Н.В.,
руководитель Детского православного центра Ярославской и Ростовской епархии.

Об участии детей и подростков в православном паломничестве

Самая удивительная пора человеческой жизни - это детство. В детстве все взаправду. Там никто не делится на туристов и паломников. Там могут выехать из дому туристами, а возвратиться паломниками с совершенно другими светящимися глазами. В детстве очень хочется совершить подвиг и очень верится в чудо, и поэтому паломнические поездки всегда приносят большую радость человеку взрослому, который находится с детьми. Я представляю Ярославскую епархию, которая имеет множество святынь, но, не смотря на то, что много туристов посещают нашу епархию, организация паломнических поездок и приёма паломников только еще формируется. Однако, сама я меньше всего имею отношения к организации взрослых паломничеств. Живу и работаю в маленьком городе Пошехоне на севере Ярославской области. Это та самая территория, которая называется входом в северную Фиваиду, край близкий к Вологодской области. И, несмотря на то, что очень хотелось вывозить детей в дальние поездки, к великим святыням России, такой возможности не было. К паломничеству мы подходили издалека, начали с исследовательской деятельности, с изучения тех святынь, что были у нас на Пошехонской земле. Тогда еще почти ничего не издавалось. Семь лет назад были изданы лишь краткие жития двух пошехонских святых. И мы начинали с того, что обходили деревни и наш маленький город. И это были самые первые путешествия по Пошехонской земле. По мере того, как формировался этот фонд наших знаний, возникало большое желание, это произошло буквально в течение первого года, оказаться у святых мест где-то подальше, чтоб увидеть, как живут большие монастыри, и представить, как жили наши обители, когда еще все было живо. Мы обнаружили тогда, и в этом убеждаемся по сей день, что чисто детские паломничества без большого участия взрослых, это всегда живая действенная школа православного воспитания.

Не так много в нашем маленьком городе воцерковленных семей. В двух храмах, пожалуй, можно насчитать только семь семей, преимущественно ходят в храмы бабушки и дедушки, а также появляются те дети, которые занимаются в нашем Православном центре «Озарение». Они занимаются творчеством, в первую очередь богопознанием, а также исследовательской и благотворительной деятельностью. Многие родители совершенно не понимали, для чего это делается, и не отпускали ребят в храмы. И, когда мы с ними оказывались в паломнических поездках, то у детей появлялась удивительная возможность быть в храме дольше, приобщиться к молитве. К тому же, когда мы организуем поездку по святым местам, скажем в Ярославской земле или Московской земле, то мы предварительно звоним в монастыри и говорим о том, что это будет полностью детская группа и, естественно, нас встречают по-настоящему тепло и радостно... Подробнее »»


Протоиерей Михаил Ялов,
благочинный Богородского округа, руководитель Паломнической службы Богоявленского собора г. Ногинска. Московская епархия.

Православные молодежные лагеря паломнической направленности как один из путей развития современного паломничества (из опыта Богородского благочиния)

Наша жизнь - это путь. Православный христианин, совершая свое земное странствие, знает цель: Горний Иерусалим. Но как же важно не сбиться с пути, не потеряться, не заплутать в тумане грехов и страстей. На этом трудном, тернистом пути у нас есть маяки - святые угодники Божии. Знакомясь с их жизнью, посещая места их духовных подвигов, видя своими глазами зримые, материальные плоды их трудов и свидетельства их подвижнической жизни, мы делаем поправки в своем курсе и идем дальше, ориентируясь на эти маяки. Таким образом, паломничество для православного человека - это одно из средств духовного укрепления и поддержки на предлежащем жизненном пути.

Одним из возможных путей развития современного паломничества являются молодежные мобильные лагеря паломнической направленности. Эта форма паломничества хорошо вписывается в процесс воспитания и духовного развития молодежи. В Богородском благочинии Московской епархии есть определенные наработки в этой сфере, о которых хотелось бы рассказать... Подробнее »»


Иерей Андрей Дудин,
заведующий Епархиальным архивом Вятской и Слободской епархии.

Православное паломничество в Вятской епархии: история и современность

Одним из ярких проявлений церковной жизни в Вятской епархии были и остаются паломничества к православным святыням. Паломничества и крестные ходы это одна из тех живых летописей нашего Отечества, которыми как на скрижали вписывается какое-либо чудное событие, близкое сердцу каждого православного человека. Это открытая книга, которую может читать всякий - и воцерковленный, глубоко верующий человек, и человек, только открывающий для себя православие и его святыни. Здесь не нужны никакие пояснения и толкования, - сердце горит и каждый чувствует, что совершаемый обычай - дорогое наследие предков, которое нужно тщательно беречь.

Православное паломничество может быть разделено на три группы. К первой группе следует отнести путешествия на Святую землю, Иерусалим и к святым местам и святыням во всем мире. Издавна русские люди стремились посетить места земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Не исключением была и Вятская земля. В Вятском епархиальном архиве сохранились документы XIX столетия, рассказывающие о путешествиях вятских паломников в Иерусалим ко Гробу Господню. Эти путешествия значительно увеличились после открытия в городе Вятке в 1894 г. Отдела Императорского Православного Палестинского общества с целью распространения сведений о Святой Земле. Отдел организовывал собеседования и раздачу брошюр, листовок и видов Святой Земли, направлял туда паломников... Подробнее »»


Игумен Макарий,
наместник Успенского Святогорского монастыря, Псковская епархия.

О современном критическом опыте приема паломников в Успенском Святогорском монастыре

Благодарю вас за представленную возможность высказаться по остро наболевшему вопросу приема паломников и экскурсантов в монастыре, который является современным федеральным объектом наследия истории и культуры народов России. За неимением времени позволю себе остановиться только тезисно на вопросах, тесно связанных с проблемой дальнейшего развития русской православной традиции богомолья в современных условиях.

1.  На наш взгляд, несовершенство законодательной и нормативной базы в России в сфере имущественной, земельной и интеллектуальной собственности сталкивает Русскую Православную Церковь как пользователя этих объектов культуры (храмов и монастырей) с заинтересованными государственными структурами. Поясню. В нашем случае произошло узурпирование всех прав государственным унитарным учреждением - музеем-заповедником А.С.Пушкина, который является балансодержателем, органом управления и охраны, а также зарегистрирован в реестре госсобственности одним лицом. Это позволило на протяжении многих лет музею-заповеднику считать себя полноправным хозяином всех монастырских построек и могилы А.С.Пушкина, расположенной у алтаря Успенского храма Святогорского монастыря. Все эти годы создавалось впечатление, что монашеская жизнь разрешена в обители исключительно в целях экзотики и бесплатного приложения к экскурсионной работе музея. И местные власти поддерживали этот стереотип отношений к монастырю, забывая о том, что проживающие в нём прежде всего являются гражданами России и пользуются всеми правами Конституции Российской Федерации, а сама обитель является юридическим лицом... Подробнее »»


Евсюкова О.Н.,
сотрудник Паломнического центра «Кронштадт Православный», г. Кронштадт

Кронштадт - петербургский Валаам

Всечестные отцы, братья и сестры, участники конференции. Я уверена, что здесь в зале нет ни одного человека, у которого, услышав о том что, я из Кронштадта не возникла одна единственная ассоциация: Кронштадт это - город батюшки Иоанна Кронштадтского. Это, конечно, нас и радует, потому что таким образом нас знают во всём православном мире, но и очень огорчает, что знают только так. К сожалению, сейчас у нас есть целая группа паломнических организаций, которая привозит людей в Кронштадт и, минуя все и вся, только посещают квартиру батюшки Иоанна Кронштадтского, как будто больше в городе ничего нет, и быстренько уезжают назад. А вот такое монознание, это одна из проблем нашей Паломнической службы. Мы всего-то второй год существуем на прием гостей, до этого только вывозили своих прихожан по различным другим святым местам. Так вот, наша проблема в том, что встречаешься с людьми, а они нам говорят: «А что у вас смотреть-то можно было? Что у вас интересного? Маленький провинциальный городок». И, таким образом, принижается даже высочайшее служение батюшки Иоанна Кронштадтского. А вот, когда начинаем показывать святыни города, мы сталкиваемся с другой проблемой - у нас их очень много, святых мест... Подробнее »»


Иерей Александр Войтенко,
клирик храма Михаила Архангела в Тропареве, Московская епархия.

Святыни Рима - как объект православного паломничества

«Все дороги ведут в Рим» - вечный город, столицу великой Римской империи, в пределах которой благоволил воплотиться Господь. Город, принявший учение Христово во времена апостольские, слышавший проповедь святых апостолов Петра и Павла и ставший местом их вечного упокоения. «Отсюда будет восхищен Павел, отсюда Петр, - восклицает святитель Иоанн Златоуст. - Помыслите и содрогнитесь! Какое зрелище представится для Рима, когда Павел и Петр восстанут там из своих гробов, и будут восхищены в сретение Христу».

Римская земля обильно полита кровью мучеников. Здесь прославился целый сонм святителей Христовых - Римских Пап первого тысячелетия. Божьим промыслом в Риме собраны вещественные памятники земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, мощи многих угодников Божьих, множество чудотворных икон, перенесенных сюда из Святой Земли и со всего Православного Востока... Подробнее »»


Бранд И.В.,
сотрудник Паломнической службы Саввино-Сторожевского монастыря, зав. кафедрой паломничества и религиозного туризма Российской международной академии туризма. Москва.

Паломническая служба:
организация деятельности, цели и задачи, проблемы и перспективы

А рассказать я вам хочу немножко об опыте Паломнической службы Сторожевского монастыря. Все вы, наверное, знаете, монастырь достаточно известный, находится в городе Звенигороде Московской области, в 1998 году отметил 600-летие, по этому поводу были очень большие праздники. И вот примерно в это же время и появилась в монастыре Паломническая служба, причем появилась она по острой необходимости. Монастырь делит свою территорию с государственным музеем, где есть, конечно, своя турфирма, турбюро, но монастырь столкнулся с тем, что к нам стали приходить, а я тогда работала в канцелярии у наместника, к нам стали приходить люди и говорить: «А мы хотим, чтоб вы нас поводили по монастырю, мы не хотим слушать музейную экскурсию, мы не хотим слушать о том, что религия - это опиум для народа, - это 98-й год, - мы не хотим слушать, что у вас поддельные мощи преподобного Саввы, а настоящие где-то». И, понимаете, это немногое из того, что говорили. Самый вопиющий факт был такой, сама слышала, экскурсовод, правда не музейный, а из турфирмы, которая привезла группу в монастырь, сказал следующее, фразу привожу почти дословно: «Как-то князь Юрий по фамилии Звенигородский и брат его Савва по фамилии Старожевский решили основать монастырь». Напоминаю, Юрий Дмитриевич, удельный князь Звенигородский, сын святого благоверного великого князя Дмитрия Ивановича Донского, а преподобный Савва Старожевский, основатель монастыря, ученик преподобного Сергия Радонежского. Вот такая фраза, это одна из многих. И просто пришлось организовывать эту службу. Первое время я была в Паломнической службе в гордом одиночестве, но когда групп было две-три, я могла с ними справиться, но когда их приезжало одновременно пять, стало ясно, что ее необходимо расширять. И пришлось срочно учить братию, пришлось срочно организовывать Паломническую службу, причем столкнулись мы с теми же проблемами, с какими и все другие службы: нет каких-то унифицированных правил, нет устава.

Я ездила в Троице-Сергиеву Лавру, правда, честно скажу, мне не очень понравился принцип их работы. У них все построено на поток. У них 60 экскурсоводов, у них поточная система, в час 15 экскурсий и до свидания. Она практически ничем не отличается от тогда существовавшего на территории Лавры экскурсионного бюро музея. Какая разница? И проехав еще несколько других Паломнических служб, я сделала выводы и поняла, что нужно строить работу Паломнической службы как монастырской структуры изначально по-другому. И с теми выводами, которые у меня получились, я хочу вас познакомить... Подробнее »»


Священник Виктор Праздничный,
председатель Паломнического отдела Епархиального управления Воронежской и Борисоглебской епархии.

Актуальные вопросы современности православного паломничества

Актуальность паломничества в наше время такая же, как и молитва людей к Богу в течение двух последних тысячелетий. В наш век технического прогресса, обратной стороной которого является пренебрежение духовности, паломничество, как способ восстановления, ее имеет особый смысл. Если знакомство с культурой способно развить в человеке эстетические чувства, сделать его более возвышенным, более коммуникабельным в нашем мире, то паломничество ставит перед собой более глобальные задачи - одухотворить личность, просветить, точнее причастить к Тому, кто является Светом и Источником Света.

Жизнь Церкви имеет свое выражение в благодатном действии Святого Духа, через таинства, чудотворные образа,, щади угодников Божиих, места подвижничества святых. Даже монашеский устав, по которому живет братия обители, существует в символике архитектуры храма и т. д. Через соприкосновение со всем этим человек обретает особый смысл жизни, получает долгожданную помощь и особенный внутренний покой, называемый миром Христовым. Сколько людей, обретая источник живой воды в Церкви, не хотят пить из другого колодца, испробовав «ветхого» не просят другого, «молодого», предлагаемого кем-то. Паломничество, как молитвенное правило, должно иметь свои законы, помогающие человеку получить «свободу во Христе», а не потерять ее в броуновском движении «я хочу сейчас этого» или «мне это нравится, а это не нравится»... Подробнее »»


Арбузова Н.Ю.,
действительный член Национальной Академии Туризма, кандидат экономических наук, ЗАО «ДАНАТА». Нижний Новгород.

Гостиничный комплекс «Дивеевская слобода» как средство размещения паломников и туристов в с. Дивеево Нижегородской области

Село Дивеево Нижегородской области - один из центров духовной культуры, одна из святынь Православия. Здесь расположен Серафимо-Дивеевский Свято-Троицкий монастырь, где покоятся мощи преподобного Серафима Саровского. Имя преподобного отца Серафима широко славится по всей России. Тысячи людей со всех концов земли русской приходили в Саровскую пустынь, чтобы принять благославление смиренного старца. Он был великим подвижником и чудотворцем, собеседником Пресвятой Богородицы, устроителем Дивеева -четвертого и последнего удела Божией Матери на земле. Паломничество в Дивеево, к святым местам, не иссякает. Только в 2003 г. Дивеево посетили около 200 тыс. паломников.

В августе 2004 г. в с. Дивеево открылся гостиничный комплекс «Дивеевская слобода» на 122 места. Гостиничный комплекс представляет собой уникальный архитектурный и дизайнерский проект, выполненный в стиле древнерусского города-крепости. Комплекс - это автономное образование: здесь имеется свой водозабор, очистные сооружения, дизель-генератор, газовая котельная... Подробнее »»


Протоиерей Валерий Павлов,
настоятель храма Казанской иконы Божией Матери и Успенско-Николаевского Чуркинского Высокогорского монастыря. Астрахань.

Опыт паломнической деятельности при Астраханско-Енотаевской епархии

Паломническая деятельность при Астраханско-Енотаевской епархии берет свое начало с организации автобусных поездок детей воскресных школ по приходам Астраханской области в середине 90-х годов прошлого столетия. Дети, кроме городских храмов, знакомились также и с сельскими, в которых многие не бывали. Священники рассказывали нам об истории своих приходов, о наиболее чтимых иконах и других святынях.

Впечатления об увиденном и услышанном дети впоследствии записывали и оформляли в памятные альбомы, которые теперь стали своеобразными страницами летописи истории астраханских храмов... Подробнее »»


Житенев С.Ю.,
генеральный директор Паломнического Центра Московского Патриархата, член Совета Императорского Православного Палестинского Общества, председатель Московского отделения Национальной Академии Туризма.

Современное состояние православного паломничества и некоторые аспекты его развития

Ваше преосвященство, братья и сестры. Я приношу всем глубочайшую благодарность, что вы дождались последнего выступления. Передо мной не простая задача: рассказать о тех проблемах в паломничестве Русской Православной Церкви, которые еще не были освещены в выступлениях и докладах, ответить на некоторые вопросы и уложиться в минимальное время, потому что все уже устали.

Отвечая на вопрос Ю.А. Минулина: почему же все-таки только один день работает конференция, хочу заметить, что при планировании этого форума мы не ожидали такой активности от участников. Поэтому при подготовке следующей конференции мы будем просить у священноначалия разрешения проводить ее в течение двух дней, чтобы все участники имели возможность выступить и пообщаться друг с другом. По поводу замечания о том, что это не первая паломническая конференция, хотел бы сказать, что я все же считаю ее первой общецерковной конференцией, это видно из регистрации и географии мест, откуда прибыли участники и выступающие. Потому что сегодня здесь, в зале Паломнического Центра Московского Патриархата, присутствуют представители очень многих епархий и монастырей России, Украины, Белоруссии и Молдовы, из других стран Содружества. Такой представительной церковной конференции никогда ранее не проводилось по вопросам паломничества. Более того, считаю, что мы сегодня встретились не для того, чтобы поставить точку в нашем разговоре. Наш диалог может быть продолжен на следующих встречах, потому что по благословению владыки митрополита Кирилла, кто помнит его доклад, мы будем проводить ежегодно такие конференции, а также - семинары и встречи... Подробнее »»


О Паломническом Центре Московского Патриархата

Паломнический Центр Московского Патриархата учрежден В 1999 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата... Подробнее »»


Журнал «Православный паломник»

Журнал «Православный паломник» издается Паломническим Центром Московского Патриархата с 2001 года по благословению Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Главная цель издания — возрождение традиций православного паломничества... Подробнее »»

 

Сервер 'Россия Православная' Храм святителя Спиридона Тримифунтского,
Челябинской епархии, Московской Патриархии, Русской Православной Церкви
456905, РФ, Челябинская область, Саткинский район, пос. Межевой, ул. Карла Маркса, 5 "б"
Тел. 8 35161 74751           hramsatka@narod.ru