| Новости | Расписание богослужений | Паломническая служба | Храмы | Библиотека | О нас |

Протоиерей Валерий Павлов,
настоятель храма Казанской иконы Божией Матери и Успенско-Николаевского Чуркинского Высокогорского монастыря. Астрахань.

Опыт паломнической деятельности при Астраханско-Енотаевской епархии

Паломническая деятельность при Астраханско-Енотаевской епархии берет свое начало с организации автобусных поездок детей воскресных школ по приходам Астраханской области в середине 90-х годов прошлого столетия. Дети, кроме городских храмов, знакомились также и с сельскими, в которых многие не бывали. Священники рассказывали нам об истории своих приходов, о наиболее чтимых иконах и других святынях.

Впечатления об увиденном и услышанном дети впоследствии записывали и оформляли в памятные альбомы, которые теперь стали своеобразными страницами летописи истории астраханских храмов.

Но, конечно, общим нашим желанием было намерение осуществить паломническую поездку по городам России, чтобы увидеть и получить духовное обогащение от соприкосновения с многочисленными святынями православных храмов и монастырей. Благое желание это было исполнено в 1999 году, когда по благословению Высокопреосвященнейшего Ионы, архиепископа Астраханского и Енотаевского была организована паломническая поездка детей всех воскресных школ города по святым местам России. Всего вместе с преподавателями в поездке на комфортабельном автобусе, который выделил благотворительно «Газпром», приняло участие 39 человек. Дети побывали в Свято-Троице-Сергиевой Лавре, в Серафимо-Дивеевской обители, в Высоцком Серпуховском монастыре, многих других православных храмах и обителях. Всего за поездку дети посетили 10 монастырей и 20 храмов. Думается, что паломничество по святым местам не только запомнилось детям, но и внесло благие изменения в их душах.

С этого времени при Астраханско-Енотаевской епархии была создана паломническая служба, которая организовала несколько паломнических поездок на автобусах по различным маршрутам. Вот основные маршруты паломнических поездок:

1. Серафимо-Дивеевский женский монастырь (с. Дивеево Нижегородской обл.) - Рождественско-Богородицкий Санаксарский монастырь (г. Темников Респ. Мордова) - Вышенский женский монастырь (п. Быша Рязанской обл.).

2. Оптина Пустынь - Шамордино - Свято-Троице-Сергиева Лавра - Гефсиманский скит - Хотьковский женский монастырь - Радонеж (Никольский и Покровский храмы) - Успенский Псково-Печерский мужской монастырь - Изборск, Псков.

4. Санкт-Петербург: Иоанно-Кронштадский женский монастырь, часовня блаженной Ксении на Смоленском кладбище - Казанский собор - Исаакиевский собор - Свято-Троице-Александро-Невская Лавра - Казанский храм (п. Вырица).

5. Валаамский мужской монастырь со скитами (остров Валаам); Александро-Свирский мужской монастырь - Тихвинский Богородично-Успенский монастырь - Варлаамо-Хутынский монастырь.

6. Великий Новгород: Софийский собор - Свято-Юрьев мужской монастырь.

7. Валдай: Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский мужской монастырь.

8. Ярославская епархия: Романово-Борисоглебский Воскресенский собор (большая икона Всемилостивого Спаса) - с. Годеново (Животворящий Нерукотворный Крест Господень).

9. Москва: Покровский женский монастырь; храм Христа Спасителя; Сретенский мужской монастырь; храм Всех Святых.

10. Подмосковье: Косино - с. Вельяминово (отображение на стекле Казанской иконы Божией Матери); Саввино-Сторожевский мужской монастырь - г. Истра Новый Иерусалим - Донской мужской монастырь (мощи свт. Тихона, патр. Московского) - Соловецкое подворье.

14. Украина: Почаевская Лавра - Крестовоздвиженский женский монастырь (г. Полтава) - Киево-Печерская Лавра (г. Киев) - Святогорский мужской монастырь (Харьковская обл.) - святыни г. Чернигова.

15. г. Тимошевск: Свято-Духов мужской монастырь; г. Минеральные Воды: Покровский храм (прп. Феодосий Кавказский); г. Пятигорск: Второ-афонский мужской монастырь; Архыз.

Что дают православным такие паломнические поездки? Наверное, лучше всего могут сообщить об этом сами паломники. Прихожанка нашего Казанского храма г. Астрахани Лариса Почивалова, которая каждый год совершает паломнические поездки на автобусе, делится своими впечатлениями.

«Мы живем в такое трудное время, когда наступает полная бездуховность. Люди забыли, что кроме тела у человека есть еще душа. За 75 лет после революции и упорной атеистической пропаганды уже несколько поколений людей выросли и воспитались в полном отрыве от Бога, Божественных Заповедей и истин, на которые всегда опирались общества людей. Нас оторвали от всего чистого, светлого, прекрасного, к чему надо стремиться. И это, конечно, не могло не дать свои плоды. «Что посеешь, то и пожнешь» - гласит пословица. Посеяли в умах и сердцах людей неверие в Бога - пожинаем теперь полнейшую деградацию человеческой личности и пришли уже в такой тупик, что страшно жить среди разгула пороков и страстей человеческих - кругом разврат, пьянство, сквернословие, ложь и клевета, воровство и бандитизм, наркомания, почти узаконенная проституция, потеря всякого стыда. Наверное, так было в Содоме. Живем, как в Содоме. Это все те страшные грехи, с которыми Церковь Христова всегда призывала бороться, чтобы сохранить обличье человеческое. Ведь человек это сотворенный Богом венец всей живой природы, и как низко он может упасть, отступив от Бога, живя безбожно и безобразно. И для многих все это уже становится нормой жизни.

Но не все люди, даже в пору воинствующего атеизма, отступили от Бога. Церковь Христова выдержала много испытаний, но сохранила свои догматы и всячески боролась за человека, спасая души от погибели духовной, наставляя на путь истины.

И как радостно видеть, что в последнее десятилетие началось восстановление церковной жизни, открытие храмов и монастырей, этих обителей спасения и исправления покалеченных душ человеческих. За это время многие из крещенных в детстве людей как бы заново пришли к Православию, видя в нем самое лучшее учение о Боге, о человеке и его месте в этом мире. Как сказал древний проповедник Екклесиаст, «Всему есть время: время разбрасывать камни и время собирать камни». Вот и пришло время собирать камни...

Одним из отрадных явлений нашего времени стали полюбившиеся православными христианами паломнические поездки на автобусе по святым местам России.

С 2000 года при нашей Астраханской епархии действует, с благословения архиепископа Астраханского и Енотаевского Ионы, паломническая служба, которую возглавляет и практически осуществляет Вера Федоровна Куприянова. Многие астраханцы смогли побывать в самых разнообразных святых местах земли Русской, где когда-то жили, молились Богу за весь мир и прославились чудесами великие святые Божии угодники.

За сравнительно небольшую плату желающие могут осуществить свою давнишнюю мечту, побывать и помолиться за себя и своих родных в тех местах, где освятили землю своим присутствием преподобные и праведные Земли Русской. Не каждый человек может самостоятельно решиться на далекий и незнакомый путь, и эта паломническая служба взяла на себя труды по организации маршрутов по святым возрождающимся обителям. Год от года автобусные поездки становятся все более насыщенными и разнообразными.

Разве могли мы раньше подумать, что сможем побывать и помолиться у нетленных мощей преподобного Александра Свирского, которые сохранились и источают миро полтысячи лет; в местах, где жил и 1000 дней и ночей молился в лесу на камне преподобный Серафим Саровский; в Троице-Сергиевой Лавре у Сергия Радонежского -игумена Земли Русской, или на могиле у Ксении Петербургской; помолиться в храме святого праведного Иоанна Кронштадтского - любимого всероссийского батюшки; посмотреть на чудо нашего времени - выстроенный за короткий срок величественный, самый большой храм Православной Руси - храм Христа Спасителя в Москве? И все это мы осуществили, и побывали еще во многих замечательных уголках нашей земли Русской.

Эти поездки тем и хороши, что дают возможность человеку хоть раз в жизни совершить паломничество к святыне. Ведь раньше на Руси это было делом почти общепринятым - странников уважали, принимали по законам гостеприимства, способствовали, как могли, их дальнейшему путешествию.

Едут паломники в восстанавливающиеся обители, когда-то сильные духом оплоты Православия, как к чистым родникам, чтобы напиться живой воды, оживить окаменевшую душу, искупаться в святых источниках, очиститься от многолетних болезней телесных и душевных, помолиться и подумать о вечном.

Конечно, в поездке нет комфорта, к которому привык современный человек. Для духовно не подготовленных они физически трудны. Но людям, оживающим душой, такие поездки нужны, как воздух; и ради Бога, и с помощью Божией можно вынести и не такие трудности. Ведь это не развлекательное путешествие по красивым местам. Цель его намного выше и благодатнее. Сам Господь ходил по земле пешком, а мы имеет возможность ехать с большой скоростью и за короткое время побывать в нескольких местах.

За 10-11 дней такой поездки мы столько повидали, услышали и прочувствовали, поклонились и помолились у таких святынь, что это надолго духовно подпитывает каждого верующего и придает силы в жизни. В монастырях нас кормили простой и сытной пищей, давали приют на ночлег. Везде, где были святые источники, мы в них окунались - вода хоть и обжигающе холодная, но никто не простудился и не заболел. Каждый из такой поездки вынес что-то полезное и необходимое для души.

Хорошо, когда в такую поездку владыка Иона благословляет священника, что не всегда бывает, к большому нашему сожалению. Мы неоднократно убеждались, что когда с нами в пути духовное лицо, поездка приобретает еще более значимый смысл. Священник духовно направляет и поддерживает. Его обо всем можно спросить, побеседовать о сокровенном, что порой не получается в обыденной жизни. Во время пути оставляется вся повседневная суета, в которой мы забываем о душе. Вместе со священником в пути читаем Акафисты Иисусу Христу, Божией Матери, святым угодникам Божиим; утром и вечером прочитываем молитвенное правило. В салоне автобуса есть видеомагнитофон, по которому нам показывали видеофильмы о тех местах, в которых мы собираемся побывать. Паломники везут с собой в монастыри посильное пожертвование, белье, постельные принадлежности, продукты питания, консервы, фрукты, овощи.

Со многими людьми приходилось обмениваться мнениями о поездках, и все были довольны. Обычно в такие поездки люди едут семейно -  супруги, бабушки с внуками, родители с детьми, духовно близкие люди. Этим летом в поездке на Валаам в нашей группе была семья из пяти человек - родители и трое их сыновей. А я брала своего 14-летнего внука. Это уже третья поездка с ним, ему тоже нравятся такие путешествия. И думаю, что все увиденное и услышанное об истории нашей Родины - как жила Русь Православная - все это хорошее, посеянное в душу человека зерно не пропадет даром.

Тяготы пути быстро забываются, они с избытком компенсируются незабываемыми впечатлениями от встречи с великими святынями. И на следующий год опять хочется поехать в подобное путешествие. Уже многие сотни, а, может, и тысячи астраханцев побывали и в Москве, и Подмосковье, в Троице-Сергиевой Лавре, в Серпухове, в Оптиной Пустыне, в Санкт-Петербурге, у преподобных Серафима Вырицкого и Александра Свирского, в Киеве, откуда пошло Православие на Руси, в Пскове, Великом Новгороде, Тихвине, в Хутыне. Всего и не перечислишь.

Одним из любимейших мест паломничества наших астраханцев является Дивеево, где почиют мощи батюшки Серафима Саровского. Я сама там побывала уже дважды. В этом году еще один маршрут появился, и, я думаю, он будет одним их любимых - на архипелаг Валаам в Ладожском озере.

Это благодарное начинание надо непременно продолжать и поддерживать, как способствующее поднятию и укреплению веры Православной, патриотизма и любви к Родине, возвращению к Богу.

Хочется закончить словами из стихир русским святым: «Русь Святая! Храни веру Православную, в ней же тебе утверждение».

Как видим, весьма полезными и плодовитыми являются такие поездки для православных. Однако у них все же есть существенный недостаток. Они поверхностны. То есть автобусные паломники из-за ограниченности времени не имеют возможности должным образом ознакомиться с жизнью приходов и обителей, их святынями. Подчас даже происходит путаница у них в. голове: они из-за многочисленности мест посещения имеют о некоторых из них смутные понятия, а о других и вовсе забывают. А если взглянуть на все глазами молящихся в храме, то выглядит это приблизительно так. Во время богослужения вдруг раздается характерный шум вхождения множества людей. Они начинают покупать свечи, иконы, книги, заказывать молебны, обедни и т. п. После этого идут ставить свечи и прикладываться к иконам. Через некоторое время тут и там начинают раздаваться голоса: «Автобус, автобус!», и вновь слышится шум исхождения толпы из храма. Потом наступает какая-то непередаваемая тишина. И думаешь: как хорошо!.. Хотя мы, конечно, должны терпеть этот шум наших дорогих паломников, сознавая, какую великую пользу оказывают эти паломнические путешествия.

Но вот, в связи со сказанным, мы пришли к выводу, что среди многочисленных видов паломничества наиболее полезными и плодотворными являются посещения монастырей с возможно длительным в них пребыванием. Чтобы паломники какое-то время пожили и потрудились при монастыре, увидели бы и почувствовали, что есть монастырская жизнь.

В связи с этим в 2002 г. нами была организована поездка на поезде со старшими детьми воскресной школы Казанского храма в Параскево-Вознесенский женский монастырь. Из стен этой обители наша паломническая группа предприняла посещение еще двух монастырей -Дивеевской обители и Покровского мужского монастыря, где паломники пребывали по несколько дней. И в каждой обители они имели возможность приобщиться к самому главному монастырскому деланию - к труду и молитве.

Впечатлениями об этой поездке на страницах епархиальной газеты «Свет Православия» поделился преподаватель воскресной школы нашего храма Александр Дмитров:

«Сейчас стали популярными паломнические туры. Снуют туристы-паломники в комфортабельных автобусах с кондиционерами по всей России. Приходилось и нам участвовать в таких поездках. Теперь-то я понял, что экскурсионными вылазками из автобуса невозможно почувствовать самого главного - духа монастырской жизни. Нам пришлось познать этот дух на картофельном поле. Наш приезд пришелся на страду прополки картофеля. Поэтому сразу же после завтрака мы отправились на первое послушание - огромное монастырское поле. Несколько дней проживания в монастыре полностью отключают от нашей бесконечной житейской суеты. Приобщившись к молитвенно-трудовому ритму монастыря, искупавшись в святом источнике великомученицы Параскевы, я почувствовал себя другим человеком.

Здесь, на святом месте, благодать изобильно изливается на всякого приходящего и исцеляет многих недужных. Напитавшись Божественным Духом и Благодатью, немного грустно было расставаться с монастырем, где пришлось испытать доселе неизвестные чувства и ощущения. Чувство легкости, спокойствия и внутренней радости, которое Господь вселил в наши души в течение этой короткой поездки, по-новому открывало глаза на окружающий мир. Как ничтожно мало времени в своей жизни мы уделяем прекрасному духовному миру! Господь приоткрыл нам этот удивительный мир, и в меру нашей вместимости невидимое стало для нас видимым».

Итак, по-видимому, можно сделать вывод, что любые паломнические поездки нужны и полезны. Автобусные паломничества - более для тех людей, которые начинают проявлять интерес к Православию, т.е. не имеющих еще твердой веры. Ознакомление с многочисленными святынями Православной Руси для многих из них становится как бы открытием неизведанного, неизвестного им духовного мира.

Буквально потрясением для многих из них бывает вид сотен людей, прикладывающихся ко святым мощам, множество древних, больших размеров икон, строгое звучание монастырских хоров - будто отголосок Святой Руси прежних веков. Все это, несомненно, преобразует их души и приближает к храму, к серьезному воцерковлению.

Ну, а более длительное проживание в стенах обителей - это для более воцерковленных паломников. Для тех, кому отрадно и даже привычно пребывать в стенах обители, разделить молитву и труд с ее насельниками. Быть может, у кого- то в это время возникнет желание войти в их число.

Положительные плоды паломничества по святым местам мы можем наблюдать и в нашей епархиальной жизни. Весной этого года Астраханской епархии был передан древнейший Успенско-Николаевский Высокогорский Чуркинский монастырь, история которого уходит в глубь веков. В 1731 г. на высокой горе был построен деревянный храм в честь святителя Николая Чудотворца и основан монастырь. С тех пор здесь стала организовываться обитель, которая в годы своего рассвета была известна наряду с Глинской пустынью. А наместник монастыря архимандрит Евгений начинал свой иноческий путь вместе с преподобным Серафимом Саровским в Саровской пустыни.

Во время гонений на Церковь в советское время были разрушены все пять монастырских храмов и величественная колокольня с оградой и башнями. До наших дней сохранились только два братских корпуса и еще два других здания в полуразрушенном виде. И, что самое характерное, восстанавливать обитель начали в первую очередь те трудники, которые принимали ранее самое активное участие в паломнических поездках. Их уже не смущает тот факт, что обитель отделяют от города 70 км и две паромных переправы. Каждую субботу от Казанского храма отходит автобус с паломниками. Но эти паломники приезжают в монастырь не для того, чтобы посмотреть, но чтобы потрудиться, внести посильную лепту в его возрождение.

Ныне с участием паломников возведен на древней святой земле деревянный храм в честь святителя Николая Чудотворца, и в нем раз в две недели по благословению владыки Ионы совершается Божественная Литургия на переносном Престоле. В хоре поют подросшие паломники - воспитанники воскресной школы, а восстановительные работы возглавляет преподаватель воскресной школы А.И. Дмитров.

Паломничество испокон веков было на Святой Руси, и эту древнюю добрую традицию надо всячески поощрять и распространять повсеместно. Ибо она способствует стяжать христианину любовь к нашему Православному Отечеству, его славной истории, к нашим святым соотечественникам, которые прошли путем Христовым и нам помогут его пройти, если мы будем о них знать, почитать их и следовать за ними в свое Небесное Отечество.

Храм святителя Спиридона Тримифунтского,
Челябинской епархии, Московской Патриархии, Русской Православной Церкви
456905, РФ, Челябинская область, Саткинский район, пос. Межевой, ул. Карла Маркса, 5 "б"
Тел. 8 35161 74751           hramsatka@narod.ru