| Новости | Расписание богослужений | Паломническая служба | Храмы | Библиотека | О нас |

Священник Виктор Праздничный,
председатель Паломнического отдела Епархиального управления Воронежской и Борисоглебской епархии.

Актуальные вопросы современности православного паломничества

Актуальность паломничества в наше время такая же, как и молитва людей к Богу в течение двух последних тысячелетий. В наш век технического прогресса, обратной стороной которого является пренебрежение духовности, паломничество, как способ восстановления, ее имеет особый смысл. Если знакомство с культурой способно развить в человеке эстетические чувства, сделать его более возвышенным, более коммуникабельным в нашем мире, то паломничество ставит перед собой более глобальные задачи - одухотворить личность, просветить, точнее причастить к Тому, кто является Светом и Источником Света.

Жизнь Церкви имеет свое выражение в благодатном действии Святого Духа, через таинства, чудотворные образа,, щади угодников Божиих, места подвижничества святых. Даже монашеский устав, по которому живет братия обители, существует в символике архитектуры храма и т. д. Через соприкосновение со всем этим человек обретает особый смысл жизни, получает долгожданную помощь и особенный внутренний покой, называемый миром Христовым. Сколько людей, обретая источник живой воды в Церкви, не хотят пить из другого колодца, испробовав «ветхого» не просят другого, «молодого», предлагаемого кем-то. Паломничество, как молитвенное правило, должно иметь свои законы, помогающие человеку получить «свободу во Христе», а не потерять ее в броуновском движении «я хочу сейчас этого» или «мне это нравится, а это не нравится».

Хочется поделиться своим небольшим опытом работы в нашем паломническом отделе и предложить вашему вниманию некоторые вопросы к обсуждению. Все паломнические маршруты обязательно нужно обговаривать с правящим архиереем, особенно новые, получая на них благословение. Мы забываем, что Божие благословение передается именно через епископа, поставленного на служение Богом. И если мы желаем обрести Бога, - а это является целью христианства вообще и паломничества в частности, - то должны всегда учитывать Богом установленный порядок и не пренебрегать благословением свыше как элементом этого порядка. Обращаю ваше внимание на поездки к могилам людей, народом почитаемых, но не прославленных Церковью. Вместо служения панихиды или служения литии, на кладбище читают акафисты самиздата, служат непонятные службы. Иногда ажиотаж вокруг имени преждевременен или нежелателен. Что касается лиц здравствующих и служащих, то приходилось слышать от паломников, как они имеют желание посетить в такой-то епархии такого-то человека, который без лишней скромности благословил своих чад собирать группы и привозить для разрешения духовных вопросов, отчиток и т.д. Вопрос о сомнительных чудотворных образах должен быть решен с правящим архиереем и комиссией, созданной по его благословению.

Недавний пример: человек из нашей епархии, желающий всеми правдами и неправдами получить благословение на занятия якобы реабилитацией лиц, страдающих от наркомании - как он говорил, православными методами, - а на самом деле преследующий корыстный интерес, решил сделать себе интересную рекламу. Он пригласил журналистов домой и объявил им, что у него мироточит какая-то икона. Наркоманов, желающих излечиться, не прибавилось, а паломничество к нему стало очень активным до тех пор, пока приехавший к нему священник никаких следов мироточения не обнаружил.

Вкратце расскажу об организации паломничества в нашей епархии. Прежде всего, мы собираем материал (сейчас уже имеется его достаточно много) о всех монастырях и храмах. Стараемся выбрать наиболее популярные или, точнее сказать, известные маршруты: например, в Свято-Троицкую Сергиевскую Лавру, монастыри и храмы Москвы и Киева, а также - на Валаам, Соловки, в Дивеево и т.д. В силу инерции или консерватизма мышления наших паломников мы предлагаем посетить вместе с этими известными местами заодно и мало известные, вновь возрождающиеся обители или храмы, пытаясь, таким образом, и обитель поддержать, и народ просветить.

Работа экскурсовода или путевода должна быть на достаточно высоком уровне. Наши путеводы имеют не только педагогическое образование (все они работают учителями в школах и в свободное время ездят в поездки по договоренности с администрацией школы), но также окончили курсы по основам православной культуры. Они должны рассказывать не только о местах, к которым едет группа, но и о других маршрутах, планируемых в ближайшее время. В автобусах паломникам предлагается высказывать или записать все свои пожелания и даже недовольства, связанные с работой паломнического отдела. Все это разбирается и корректируется на очередных или внеплановых собраниях.

Диспетчеры, по моему мнению, должны быть при каждом храме, где, предлагая билет на поездку, они могут показать фотографии святых мест, дать исчерпывающую информацию о предлагаемом маршруте, подвести паломника к священнику, если у него есть вопросы, куда ему лучше поехать в данный момент.

Выношу на ваше обсуждение вопрос о том, могут ли частные лица заниматься паломничеством, если они, казалось бы, «не против нас, а за нас»? Сам думаю, что и да, и нет. «Да» - только в том случае, если они хоть что-то знают и могут как-то рассказать о православии и традиции жизни христиан. «Нет» - если они ничего не знают и не умеют рассказать даже то, чего знают.

У нас в Воронеже есть частное лицо, которое в своих рекламах предлагает посетить сомнительное «святое место» - «поющий святой дуб», у которого якобы молился святитель Тихон Задонский; или советует поехать в такую-то обитель для лечения от страсти к шоколаду. Попирая голос совести, думая только о кошельке, не стесняются идти и на такую хитрость: приглашают священника в бесплатную поездку в монастырь, где представляют его настоятелем прихода или отцом) этих духовных чад. Меркантильный интерес организаторов, положенный в основу такого «паломничества», по-своему отзовется, наверное, в душах паломников.

Есть такое предложение для данной ситуации. Или монастыри должны принимать паломников от паломнических отделов епархии с сопроводительным письмом, или давать большее преимущество группам от епархий. Бывает, к сожалению, такое, что группа приезжает от епархии в монастырь, а ее, извините, «затирают» туристические группы под вывеской паломнических групп. Или не дают возможности приехать группе от епархии, потому что кто-то из фирмы уже занял на это время место проживания в монастыре.

Деньги, которые остаются от паломнического отдела, это церковное достояние и должны принадлежать только Церкви. Эти средства можно использовать и на проведение благотворительных поездок, и на возрождение храмов и монастырей, по усмотрению правящего архиерея.

МАРШРУТЫ ПАЛОМНИЧЕСКОГО ОТДЕЛА ВОРОНЕЖСКОЙ И БОРИСОГЛЕБСКОЙ ЕПАРХИИ

1. Дивногорье.

2. Задонск - Елец.

3. Задонск.

4. Избище.

5. Костомарово.

6. Монастырь Серафима Саровского.

7. Терновое.

8. Толшевский Спасо-Преображенский женский монастырь.

9. Храмы города Воронежа.

10. Курск - Курская-Коренная пустынь.

11. Алатырь - Ключевская пустынь - село Б. Игнатове - Параскево

12. Валаам - Санкт-Петербург - Коневец - Александро-Свирский монастырь - Тервиничи.

13. Дивеево — Арзамас - Санаксары - Суворово.

14. Дивеево - Санаксары.

15. Золотое кольцо: Переславль-Залесский - Годеново - Ростов - Великий - Ярославль - Владимир - Суздаль.

16. Киев - Почаев - Глинская пустынь.

17.  Кириллов - Вологда - Иваново.

18.  Крым (отдых + паломничество).

19. Монастыри Москвы.

20. Николо-Одринский монастырь.

21.  Новый Иерусалим - Звенигород.

22.  Оптина - Козельск - Спасо-Нерукотворного пустынь.

23. Оптина - Колюпаново - Шамордино.

24. Оптина - Серпухов - Колюпаново.

25. Санкт-Петербург - Вырица - Псков - Изборск.

26. Санкт-Петербург.

27. Святогорск.

28. Свято-Троицкая Сергиева Лавра - Хотьковский Покровский монастырь.

29. Соловки - Валаам.

30. Соловки.

Храм святителя Спиридона Тримифунтского,
Челябинской епархии, Московской Патриархии, Русской Православной Церкви
456905, РФ, Челябинская область, Саткинский район, пос. Межевой, ул. Карла Маркса, 5 "б"
Тел. 8 35161 74751           hramsatka@narod.ru