| Новости | Расписание богослужений | Паломническая служба | Храмы | Библиотека | О нас |

Бранд И.В.,
сотрудник Паломнической службы Саввино-Сторожевского монастыря, зав. кафедрой паломничества и религиозного туризма Российской международной академии туризма. Москва.

Паломническая служба:
организация деятельности, цели и задачи, проблемы и перспективы

А рассказать я вам хочу немножко об опыте Паломнической службы Сторожевского монастыря. Все вы, наверное, знаете, монастырь достаточно известный, находится в городе Звенигороде Московской области, в 1998 году отметил 600-летие, по этому поводу были очень большие праздники. И вот примерно в это же время и появилась в монастыре Паломническая служба, причем появилась она по острой необходимости. Монастырь делит свою территорию с государственным музеем, где есть, конечно, своя турфирма, турбюро, но монастырь столкнулся с тем, что к нам стали приходить, а я тогда работала в канцелярии у наместника, к нам стали приходить люди и говорить: «А мы хотим, чтоб вы нас поводили по монастырю, мы не хотим слушать музейную экскурсию, мы не хотим слушать о том, что религия - это опиум для народа, - это 98-й год, - мы не хотим слушать, что у вас поддельные мощи преподобного Саввы, а настоящие где-то». И, понимаете, это немногое из того, что говорили. Самый вопиющий факт был такой, сама слышала, экскурсовод, правда не музейный, а из турфирмы, которая привезла группу в монастырь, сказал следующее, фразу привожу почти дословно: «Как-то князь Юрий по фамилии Звенигородский и брат его Савва по фамилии Старожевский решили основать монастырь». Напоминаю, Юрий Дмитриевич, удельный князь Звенигородский, сын святого благоверного великого князя Дмитрия Ивановича Донского, а преподобный Савва Старожевский, основатель монастыря, ученик преподобного Сергия Радонежского. Вот такая фраза, это одна из многих. И просто пришлось организовывать эту службу. Первое время я была в Паломнической службе в гордом одиночестве, но когда групп было две-три, я могла с ними справиться, но когда их приезжало одновременно пять, стало ясно, что ее необходимо расширять. И пришлось срочно учить братию, пришлось срочно организовывать Паломническую службу, причем столкнулись мы с теми же проблемами, с какими и все другие службы: нет каких-то унифицированных правил, нет устава.

Я ездила в Троице-Сергиеву Лавру, правда, честно скажу, мне не очень понравился принцип их работы. У них все построено на поток. У них 60 экскурсоводов, у них поточная система, в час 15 экскурсий и до свидания. Она практически ничем не отличается от тогда существовавшего на территории Лавры экскурсионного бюро музея. Какая разница? И проехав еще несколько других Паломнических служб, я сделала выводы и поняла, что нужно строить работу Паломнической службы как монастырской структуры изначально по-другому. И с теми выводами, которые у меня получились, я хочу вас познакомить.

Итак, во-первых, мы должны определиться, что такое Паломническая служба. Это ни в коем случае не турфирма, некоторые из которых так гордо себя называют паломнической службой. Паломническая служба - это может быть только структура церковная. Это, во-первых. Во-вторых, сразу нужно различить деятельность Паломнической службы на две части. Это организация паломнических поездок, такие службы обычно при храмах или благочиниях, и это монастырская служба, которая принимает паломников и туристов, причем и туристов тоже, потому что их у нас 75%. Второе, Паломническая служба - это не турфирма и не турбюро, поэтому она должна строить свою работу совсем по другому принципу. Для турфирмы главное заработать деньги. Да, конечно, там поездки, организация отдыха людей и т.д., главное заработать деньги. Любым способом, поэтому главное привлечь туристов. Паломническая служба должна работать совсем по-другому, для нее главное было в XIX веке такое хорошее слово «просвещение», церковное просвещение, даже не всегда катехизация. Поэтому турфирма должна делать свое дело, а Паломническая служба должна делать свое дело. Дальше. Деятельность Паломнической службы, то есть организация этих экскурсий, если их можно так назвать не должна быть поставлена на поток. Что это такое 1 час 15 минут или полтора часа - и до свидания, а у группы есть вопросы, они что-то не поняли. Дело в том, что экскурсовод или сотрудник Паломнической службы, он иногда отвечает на те вопросы, которые невоцерковленный человек просто боится или не знает, как спросить у священника и поэтому 1 час 15 минут, и даже час тридцать иногда даже три часа, этого может быть мало. Какой же здесь может быть поток?

О составе сотрудников службы. Об этом уже говорили и употребляли слово «менеджер», мне не очень понравилась эта фраза по поводу подготовки менеджеров, не люблю я это слово, не русское оно, не хорошее какое-то, очень холодное. Сотрудник Паломнической службы должен быть универсальным сотрудником: и катехизатором, и историком, и психологом, иногда даже просто жилеткой, чтобы в нее можно было поплакаться, потому что бывают и такие случаи. Да, приезжают люди, обычно это туристы, которые не могут со своей проблемой прийти к священнику, просто не знают, как с ним поговорить. Вот и подходят они к сотруднику Паломнической службы во время экскурсии. И приходится выслушивать то, что очень часто священнику говорят на исповеди. Я, конечно, могу взять этого человека за ручку и привести к священнику, но он замолчит, понимаете, сначала он должен научиться говорить это просто кому-то и потом он уже придет к святому отцу. То есть это тоже входит в понятие работы сотрудника Паломнической службы. Дальше. Мне не очень нравится, когда сотрудников Паломнической службы называют экскурсоводами. Это неправильно, это в корне неправильно. Я могу сказать на собственном опыте. У меня опыт экскурсионной работы 20 с лишним лет, я водила экскурсии и прекрасно знаю, чем отличается сотрудник обычной турфирмы от сотрудника Паломнической службы. Нельзя его называть экскурсоводом, он именно сотрудник. Вот раньше в русской житийной литературе было такое понятие, когда соработник, сомолитвенник, сотрудник, то есть человек, который помогает приехавшим паломникам и туристам потрудиться душой, то есть потрудиться месте с ними. И мне встречаются иногда абсолютно удивительные такие определения. Встретила в одной литературе такое понятие, как паломниковод, у меня ассоциация такая возникла сразу с кукловодом. Но, понимаете, мы же не кукловоды, мы действительно людей должны познакомить хотя бы с какими-то основами веры, чтобы они потом к ней пришли. И поэтому я считаю, что понятие «сотрудник» является самым правильным.

Из всего этого я сделала еще один вывод, что нужно учить специалистов для Паломнических служб, не просто курсы, не просто какая-то подготовка, специальное высшее образование,, пятилетнее. Для того, чтобы подготовить специалистов высочайшего, класса, которые должны работать в настоящих Паломнических службах, чтоб мы сделали очень хорошую конкуренцию турфирмам.

И еще несколько предложений.

Первое - определиться очень четко с терминологией, различить паломничество и религиозный туризм, во-первых, религиозный туризм и познавательный туризм, во-вторых, это разные вещи, абсолютно разные вещи.

Второе - четко законодательно разграничить деятельность Паломнических служб и турфирм. Турфирмы ни в коей мере не должны заниматься паломничеством, а Церковь, я считаю, должна заниматься религиозным туризмом. Не надо нам от него отодвигаться, потому что туристы, которые первый раз приехали в святые места, от нас с вами, может быть, первый раз услышат свидетельство о Спасителе, и от сопровождающего их сотрудника Паломнической службы зависит, кем они уедут: всегдашними туристами или уже настоящими паломниками. Это зависит от сотрудников Паломнической службы, поэтому мы должны принимать туристов и работать с ними.

Третье. Я считаю, что обязательно как-то или через Государственную Думу, или через исполнительные органы власти необходимо ввести лицензирование религиозного туризма, чтобы турфирма, как раньше на деятельность в международном туризме, получала лицензию и получала ее, только имея соответствующий документ церковной структуры, то есть Церковь должна разрешать этой турфирме заниматься религиозным туризмом или не разрешать. При условии, что такую турфирму нужно проверять каждый год, малейшая жалоба, малейшая оплошность - лицензия отбирается и никогда не возобновляется. Только так мы можем поставить паломничество и религиозный туризм на нормальные рельсы.

Четвертое. Я считаю необходимым объединение всех Паломнических служб различных структур Русской Православной Церкви в единую систему, с целью выработки единых принципов работы, а то один в лес, другой по дрова, то есть должно быть что-то целое. Я понимаю, что в каждом монастыре, в каждой Паломнической службе какие-то свои особенности: территориальные и т.д., но какие-то унифицированные принципы существовать должны обязательно. Может быть, возможно, создание какой-то общественной организации типа Ассоциации православных экскурсоводов или Ассоциации православного паломничества и оелигиозного туризма. Об этом стоит подумать. Обязательно, я считаю; создание единой базы данных о паломнических службах, о направлениях паломнических поездок, о направлении поездок религиозного туризма, чтобы эта база существовала и пополнялась и по ней можно было отследить качество этих работ, потому что качество для нас тоже очень важно.

И опять-таки подготовка специалистов. Я на этом настаиваю, не курсы, я всегда обижалась, когда говорили, что экскурсовод это среднее специальное образование, ничего подобного. Хороший экскурсовод всю жизнь учится, это высшее образование, причем очень хорошее. А сотрудник Паломнической службы это еще на одну ступеньку выше, чем экскурсовод, поэтому нам необходимо только высшее специальное образование. Не даром кафедра, на которой я работаю, называется «паломничества и религиозного туризма». Мы пытаемся сейчас разработать какие-то документы на открытие, может быть, особой специальности, может быть - специализации, может быть - направления в высшем профессиональном образовании, связанном с паломничеством и религиозным туризмом.

Храм святителя Спиридона Тримифунтского,
Челябинской епархии, Московской Патриархии, Русской Православной Церкви
456905, РФ, Челябинская область, Саткинский район, пос. Межевой, ул. Карла Маркса, 5 "б"
Тел. 8 35161 74751           hramsatka@narod.ru