| Новости | Расписание богослужений | Паломническая служба | Храмы | Библиотека | О нас |

Евсюкова О.Н.,
сотрудник Паломнического центра «Кронштадт Православный», г. Кронштадт

Кронштадт - петербургский Валаам

Всечестные отцы, братья и сестры, участники конференции. Я уверена, что здесь в зале нет ни одного человека, у которого, услышав о том что, я из Кронштадта не возникла одна единственная ассоциация: Кронштадт это - город батюшки Иоанна Кронштадтского. Это, конечно, нас и радует, потому что таким образом нас знают во всём православном мире, но и очень огорчает, что знают только так. К сожалению, сейчас у нас есть целая группа паломнических организаций, которая привозит людей в Кронштадт и, минуя все и вся, только посещают квартиру батюшки Иоанна Кронштадтского, как будто больше в городе ничего нет, и быстренько уезжают назад. А вот такое монознание, это одна из проблем нашей Паломнической службы. Мы всего-то второй год существуем на прием гостей, до этого только вывозили своих прихожан по различным другим святым местам. Так вот, наша проблема в том, что встречаешься с людьми, а они нам говорят: «А что у вас смотреть-то можно было? Что у вас интересного? Маленький провинциальный городок». И, таким образом, принижается даже высочайшее служение батюшки Иоанна Кронштадтского. А вот, когда начинаем показывать святыни города, мы сталкиваемся с другой проблемой - у нас их очень много, святых мест.

Так уж распорядилась природа, что до острова Котлин, на котором расположен Кронштадт, океанические глубины, а потом мелководье и, когда император Петр I решил основать Санкт-Петербург и стал вопрос и о защите столицы, и о строительстве порта, то единственное место, где можно было построить сразу и крепость и порт был остров Котлин. И город Кронштадт строился не как провинциальный город, а как морская крепость и портовая часть Санкт-Петербурга. Это была военная база, крупный порт и промышленный центр судостроения. А судостроение - это такая отрасль и науки, и экономики, которая концентрирует в себе все высшие достижения нашей цивилизации: и интеллектуальные, и экономические, и технологические. Поэтому в нашем городе, как в Новосибирском Академгородке, как в Дубне, были лучшие ученые-инженеры. Здесь Якоби работал, у нас была первая электростанция в России. В нашем городе был первый рентгеновский снимок в медицинских целях сделан, у нас не только радио изобрели, и операцию на открытом сердце сделали у нас впервые тоже. И вот в этот центр ума, а стало быть и гордыни от ума и был поставлен Спасителем батюшка Иоанн Кронштадтский. Это надо осознать, чтобы понять тяжесть всего его служения.

Да, мы знаем о том, что это был портовый город, поэтому и грехов здесь было много, рядышком с домом святого отца. Вот сейчас у нас в городе 45 тысяч человек и инфраструктура города на это и рассчитана, а в годы жизни батюшки Иоанна Кронштадтского было 70 тысяч. Отсюда болезни, тоска, невозможность нормально отдохнуть, люди приезжали сюда работать в первую очередь, отсюда порою даже отказ в необходимом, для того, чтобы заработать и уехать из Кронштадта к себе на родину, отсюда и пьянство опять же. Вот это у батюшки Иоанна Кронштадтского все помнят, а его работу с технической интеллигенцией, тяжелейшей на подъем: «Наука знает все, а что вы знаете батюшка?» А вот это почему-то у нас ушло, потому что сказали, что Кронштадт - провинциальный город. Нет, не был он провинциальным. И святых в нем был не только один батюшка Иоанн Кронштадтский, хотя его имя на этом звездном небосклоне самое яркое.

Восемь лет служил в Кронштадте у нас святой Федор Ушаков, непобедимый адмирал флота Российского, ходил по нашей Кронштадтской земле, набирался флотского опыта. Был у нас святитель Филарет Московский, освящал Андреевский собор, потом в нем батюшка Иоанн Кронштадтский служил. Потом уже в эпоху советского лихолетья земля наша Кронштадтская дала большое количество новомучеников и священномучеников Российских. Город и весь остров подлинно залит кровью новомучеников и служить у нас можно литургию, наверное, в каждом месте. Я говорю о страшной трагедии Кронштадтского мятежа. А еще у нас была ведь своя собственная кафедра и из четырех епископов Кронштадтских три канонизированы. А владыка святитель Кирилл, Митрополит Казанский, он же родился в Кронштадте, батюшка Иоанн Кронштадтский ему Закон Божий преподавал, 14 лет прослужил в Кронштадте, перед тем как пройти тяжкий путь, став местоблюстителем патриаршего престола, быть избранным по подписке на патриарший пост и отказаться от него, только потому что он не согласился пойти на какие-то поступления к обновленцам.

На нашей кронштадтской земле нашли упокоение мать батюшки Иоанна Кронштадского. Вот здесь возник такой вопрос: вот что делать с теми, кто не канонизирован? Вот не канонизирована эта женщина, но еще при жизни батюшки Иоанна Кронштадтского к ее могиле было паломничество, молились и получали помощь. Что нам теперь делать? Отказывать людям в том, чтоб проводить их в часовенку и к могиле матери батюшки Иоанна Кронштадтского или все-таки включить это в маршрут паломничества. Мы включаем. На нашей земле нашла упокоение и сподвижница батюшки Иоанна Кронштадтского Прасковья Ивановна Ковригина. Все знают, что она выразила ему волию Божию молиться об исцелении, именно об исцелении всех болящих. И он о ней поведал, что она святая практически, он сказал «она уже в чертогах праведных». Я не могу подвергнуть его слова сомнению и к ее часовне я тоже вожу людей. И говорю, что здесь вот лежит такая достойная женщина, которая при жизни стяжала тоже дар молитвы, об этом батюшка Иоанн Кронштадтский рассказал в своих дневниках. Поэтому, наверное, говорить о том, что водить нужно в паломническом маршруте только по тем, кто уже прославлен, наверное, не всегда правильно. Я делаю это только, обсудив маршрут с настоятеля своего храма, который меня благословил на это.

Но что у нас получается в результате? Когда я занимаю группу даже вместе со священником, у меня на это уходит почти целый день. И вот тут, к сожалению, вот мы много говорили о религиозном туризме в разных его аспектах и вот одна из проблем - когда очень много информации, изнемогают мои паломники. И как отобрать лучшее. Вот здесь, наверное, нужна была бы помощь квалифицированных специалистов. Поэтому я очень надеюсь, что все-таки в предложении, прозвучавшем здесь создать какой-то методический совет, который будет помогать отбирать лучшее, что нужно показывать с тем, чтобы не «перегружать» наших паломников благодатью. Поэтому я очень уповаю на то, что будет учрежден методический совет, который поможет решить эту проблему. А сейчас, используя эту трибуну, приглашаю вас всех в наш Кронштадт.

Храм святителя Спиридона Тримифунтского,
Челябинской епархии, Московской Патриархии, Русской Православной Церкви
456905, РФ, Челябинская область, Саткинский район, пос. Межевой, ул. Карла Маркса, 5 "б"
Тел. 8 35161 74751           hramsatka@narod.ru