| Новости | Расписание богослужений | Паломническая служба | Храмы | Библиотека | О нас |

Иерей Андрей Дудин,
заведующий Епархиальным архивом Вятской и Слободской епархии.

Православное паломничество в Вятской епархии: история и современность

Одним из ярких проявлений церковной жизни в Вятской епархии были и остаются паломничества к православным святыням. Паломничества и крестные ходы это одна из тех живых летописей нашего Отечества, которыми как на скрижали вписывается какое-либо чудное событие, близкое сердцу каждого православного человека. Это открытая книга, которую может читать всякий - и воцерковленный, глубоко верующий человек, и человек, только открывающий для себя православие и его святыни. Здесь не нужны никакие пояснения и толкования, - сердце горит и каждый чувствует, что совершаемый обычай - дорогое наследие предков, которое нужно тщательно беречь.

Православное паломничество может быть разделено на три группы. К первой группе следует отнести путешествия на Святую землю, Иерусалим и к святым местам и святыням во всем мире. Издавна русские люди стремились посетить места земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Не исключением была и Вятская земля. В Вятском епархиальном архиве сохранились документы XIX столетия, рассказывающие о путешествиях вятских паломников в Иерусалим ко Гробу Господню. Эти путешествия значительно увеличились после открытия в городе Вятке в 1894 г. Отдела Императорского Православного Палестинского общества с целью распространения сведений о Святой Земле. Отдел организовывал собеседования и раздачу брошюр, листовок и видов Святой Земли, направлял туда паломников.

Особым почитанием на Вятке всегда пользовалась Святая гора Афон. О путешествиях на Афон и о любви вятских паломников к этой стране монашества написал в своих «Письмах» наш земляк иеромонах Сергий (Веснин), более известный под именем Святогорец. Еще будучи маленьким мальчиком, он слушал рассказы странников о далеких монастырях и святых местах. Книга Святогорца была настолько талантливо написана, что многие начинающие иноки, вдохновенные после ее прочтения, стремились на Афон. В начале 1850-х годов потрясенный книгой Святогорца молодой вятчанин Семен Куртеев отправился на Святую гору. Итогом такого паломничества стало принятие им монашества с именем Стефан, а впоследствии основание Александро-Невского мужского монастыря близ города Вятки. Преподобный Стефан Филевский ныне прославлен в лике местночтимых святых Вятской епархии.

Паломничества к святыням Востока, Иерусалима и Святой Афонской Горы продолжаются и сейчас. Эту древнюю благочестивую традицию поддерживают современные паломники. В качестве примера можно назвать паломничества в г. Бари, Иерусалим, Каппадакию и Афон.

Вторая группа - это паломники, совершающие путешествия по святым местам России. В этой группе огромное место занимают знаменитые русские монастыри: Троице-Сергиева и Киево-Печерская Лавры, Оптина Пустынь, Серафимо-Дивеевская обитель, Соловецкий и Валаамский монастыри и многие другие. Издавна благочестивые жители Вятской земли отправлялись в путешествия по святым монастырям. Для того, чтобы понять зачем жители Вятской земли совершали эти путешествия, возьмем диалог, записанный известным исследователем Соловецкого монастыря П.Ф. Федоровым. «При разговоре с богомольцами о причинах их прихода получаются ответы в роде следующих:

- Откуда тетушка?

- Из Вятской губернии.

- По обещанию пришла?

- Да, по обещанию, больна была.

-  Разве тебе нельзя было помолиться Преподобным у себя дома? Отслужила бы им в своей церкви молебен и еще как-нибудь потрудилась бы для них?

- Что это ты. Как же можно равнять: здесь преподобные сами жили, место здесь святое, благодатное, да и обещалась я сходить сюда; не сходить боязно - как бы не прогневать Преподобных.

Как видим, одной из важных причин посещения святых мест являлся обет. Паломники, давшие такой обет, стремились свято его исполнить.

В третью группу входят паломники, посещавшие местные святыни и участвовавшие в епархиальных крестных ходах. В начале XX века в Вятской епархии насчитывалось более десятка общеизвестных крестных ходов и еще больше сельских, проходивших в разных местностях. К их числу относится древнейший крестный ход с иконой св. князей Бориса и Глеба. Этот ход возрожден и сегодня собирает немало паломников, чтущих память благоверных князей. Самый известный - Великорецкий крестный ход. Возникновение его связано с явлением на берегу реки Великой (отсюда Великорецкий) иконы святителя Николая Чудотворца. В 2000 году этот ход отметил свое 600-летие. В древности число его участников достигало ста тысяч человек из разных уголков Руси. Сейчас это один из самых длительных крестных ходов в России. За шесть дней пути паломники преодолевают пешком более 150 км. Несмотря на это он остается самым многлюдным. В пешем шествии принимают участие более 3 тысяч человек, а на место явления иконы в с. Великорецкое прибывает около 10 тысяч. В юбилейном послании к 600-летию Крестного хода Святейший Патриарх написал: «Как Предстоятель Русской Православной Церкви свидетельствую, что Великорецкий крестный ход воистину объединил вокруг Церкви Христовой, вокруг имени Святителя Николая тысячи людей из разных областей и краев нашего Отечества». Великорецкий крестный ход являет собой пример истинного православного паломничества не только для жителей Вятской земли, но и всей России. Именно здесь отрешившись от забот и суеты окружающего мира, паломник находит для себя мощный духовный стержень, способный удержать его в духе евангельской истины после возвращения в будничную суету. Только человек, совершивший такое паломничество, может сказать, насколько оно было для него важно. Подробнее об этом знаменитом крестном ходе расскажет моя книга «Великорецкий крестный ход».

На сегодняшний день в сотрудничестве с Вятской епархией работают несколько паломнических служб, организующих поездки паломников в храмы и монастыри России и зарубеж. Одной из них является паломническая служба «С Вятки». Служба основана в 2004 году при «Центре международного туризма». Руководитель службы Надежда Шаповал определяет одной из основ своей деятельности - посещение святых мест Вятской епархии. По благословению Его Высокопреосвященства митрополита Хрисанфа духовное руководство и окормление новой службы поручено священнику Андрею Рассанову. За короткое время Службе удалось организовать паломничества в города и села Вятской епархии Яранск, Котельнич, Слободской, Орлов, Шабалино, Омутнинск, Свечу, Великорецкое и Волково, а также по святым местам Нижегородской, Калужской, Санкт- Петербургской и Псковских епархий. 22 октября состоялась презентация книги «Святыни Вятки», подготовленной и изданной при участии паломнической службы «С Вятки».

Туристическая фирма «Дельфи», работающая в нашем городе с 2002 года, в январе 2004 года открыла «Паломническую службу». За сравнительно небольшой срок службе удалось организовать паломничества по маршрутам:. Дивеево - Санаксары (4 группы по 41 чел.), г. Яранск Вятской епархии; Санкт-Петрбург - Сергиев Посад - Хотьково - Радонеж - Псков - Псково-Печерский монастырь (1 группа 41 чел.); Дивеево (1 группа детей-сирот); Кострома - Тихвин - Александро-Свирский монастырь - Соловки (1 группа 22 чел.); Оптина Пустынь - Шамардино -Сергиев Посад - Радонеж - Хотьково (1 группа 41 чел.).

Однако такие поездки назвать паломничеством можно только отчасти. К большому сожалению, за годы лихолетий утрачена церковная культура паломничества, нарушено осмысление этого духовного явления. Если до революции паломничество воспринималось как подвиг, который накладывал на себя человек, следуя своему обету, то в наше время это в большей степени ознакомительная экскурсия. Задача паломнических служб и центров не столько перевозить людей из монастыря в монастырь и рассказывать об их несомненно славной истории, а в значительной степени обеспечивать прием тех трудников и богомольцев, которые взяли на себя этот подвиг. Прототипом современных паломнических служб в древности были монастырские подворья. В современных условиях требуются новые подходы к решению этих проблем но, решая их, нельзя забывать о духовном смысле такого великого духовного подвига как паломничество.

Храм святителя Спиридона Тримифунтского,
Челябинской епархии, Московской Патриархии, Русской Православной Церкви
456905, РФ, Челябинская область, Саткинский район, пос. Межевой, ул. Карла Маркса, 5 "б"
Тел. 8 35161 74751           hramsatka@narod.ru