| Новости | Расписание богослужений | Паломническая служба | Храмы | Библиотека | О нас |

Протоиерей Михаил Ялов,
благочинный Богородского округа, руководитель Паломнической службы Богоявленского собора г. Ногинска. Московская епархия.

Православные молодежные лагеря паломнической направленности как один из путей развития современного паломничества (из опыта Богородского благочиния)

Наша жизнь - это путь. Православный христианин, совершая свое земное странствие, знает цель: Горний Иерусалим. Но как же важно не сбиться с пути, не потеряться, не заплутать в тумане грехов и страстей. На этом трудном, тернистом пути у нас есть маяки - святые угодники Божии. Знакомясь с их жизнью, посещая места их духовных подвигов, видя своими глазами зримые, материальные плоды их трудов и свидетельства их подвижнической жизни, мы делаем поправки в своем курсе и идем дальше, ориентируясь на эти маяки. Таким образом, паломничество для православного человека - это одно из средств духовного укрепления и поддержки на предлежащем жизненном пути.

Одним из возможных путей развития современного паломничества являются молодежные мобильные лагеря паломнической направленности. Эта форма паломничества хорошо вписывается в процесс воспитания и духовного развития молодежи. В Богородском благочинии Московской епархии есть определенные наработки в этой сфере, о которых хотелось бы рассказать.

О мобильных миссионерских лагерях паломнической направленности

Досуг - то свободное время, которое подросток проводит не дома и не в школе, а с друзьями и ровесниками. От того, какой будет у ребенка круг общения и чем будет занято его свободное время, зависит очень многое. Поэтому мы уделяем большое внимание организации досуга молодежи и подростков. Верующие ребята должны обязательно иметь возможность общаться в кругу единомышленников, должны видеть, что они - не одиноки, что принятие Православия вовсе не означает для них ухода в вынужденный «затвор» без друзей - сверстников.

Мы испробовали различные формы организации молодежного досуга и пришли к выводу, что одной из оптимальных для молодежи и подростков является организация православных молодежных миссионерских мобильных лагерей паломнической направленности. Они проходят по благословению Высокопреосвященнейшего Ювеналия, Митрополита Крутицкого и Коломенского. В такие лагеря мы берем ребят, начиная с седьмого класса.

Что же представляет собой православный миссионерский мобильный лагерь паломнической направленности? Как и следует из его названия, он состоит из нескольких элементов: поход - пеший, лыжный или байдарочный - к определенной цели (какому-либо святому месту); общее православное делание - сооружение поклонного Креста, трудовое послушание в монастыре, миссионерские беседы с местными жителями, общая молитва (в т.ч. молебны, панихиды) по пути и в святых местах. Участвуя в таком лагере, подростки приобретают опыт молитвы и созидания, навыки жизни в гармонии с природой, познают окружающий мир, глубже узнают историю и культуру своей Родины. Все это позволяет направить бурную энергию подростков в нужное русло. Ведь в юном возрасте людям свойственно испытывать себя, свои возможности, свойственно стремиться к подвигам - и наши паломнические путешествия позволяют им реализовать эти стремления.

За последние пять лет мы провели целый ряд подобных миссионерско-паломнических лагерей: в Карелии, на Кавказе, в Новгородской области, на Владимиро-Суздальской земле. Расскажу о некоторых из них, которые представляются наиболее интересными.

Лыжное паломничество в Троицкую Реконьскую пустынь

По благословению Высокопреосвященнейшего Ювеналия, митрополита Крутицкого и Коломенского, в конце Рождественского поста 2003 г. состоялось паломничество юных прихожан Богоявленского собора г. Ногинска в Троицкую Реконьскую пустынь, расположенную на севере Новгородской области. Эта пустынь, некогда известная, а ныне полуразрушенная, затеряна среди лесов и болот, вдали от населенных пунктов.

Дети заранее начали готовиться к зимнему походу. После уроков они приходили в Воскресную школу и подгоняли снаряжение, собирали инвентарь, заготавливали продовольствие. Для перевозки основного груза - палаток и продовольствия - из алюминия были сделаны специальные санки-волокуши. Чтобы проверить свои силы и снаряжение, группа совершила пробный выход в Павлово-Посадский район Московской области, к храму Троицы-Чижи. Группу паломников возглавили два священника (один из них ранее работал инструктором по туризму).

Новгородская земля встретила паломников сильным холодом. Когда группа выезжала из Богородска, было всего минус пять, а когда добралась до деревни, от которой предстояло продолжить путь на лыжах, уже стоял трескучий мороз. Местные жители даже сомневались, что паломники смогут найти дорогу и дойти до пустыни. Действительно, дорога сильно заросла, и идти по ней было тяжело, особенно с грузом. Однако, к вечеру удалось благополучно добраться до пустыни. Сразу началась работа по устройству лагеря. Обязанности были распределены заранее, каждый знал, что ему нужно делать. Кто-то пилил дрова, кто-то устанавливал палатки, кто-то разжигал костер. Через полчаса уже был готов горячий ужин. Ночевали паломники в зимних палатках, оборудованных особыми разборными металлическими печками- «буржуйками». Дрова в таких печках быстро прогорают, и сразу же становится холодно, поэтому необходимо было установить дежурство. На протяжении всей ночи в обеих палатках сменялись дежурные, которые подкладывали дрова.

Кульминацией паломничества стала Божественная литургия в древней пустыни, которую совершили на походном антиминсе в стенах Покровского храма обители, сохранившегося лучше, чем главный Троицкий собор.

Наутро стало еще холоднее, чем накануне. Ребята на костре кипятили воду и наливали ее в пластиковые бутылки, которыми священники согревали руки. Термометра у паломников с собой не было, и о том, что мороз достиг тридцати градусов, они узнали, уже вернувшись из леса. За Богослужением пел детский хор. Было заметно, что ребята чувствуют ответственность, лежащую на них, и осознанно, с благоговением произносят слова молитв. За Литургией исчезло разделение на учеников и учителей, взрослых и детей. Все стали как бы единым целым, «едиными усты и единым сердцем» благодарили Господа, близкое присутствие Которого явственно ощущал каждый из паломников. То, что в это время, в этом месте, в этих погодных условиях совершалась Литургия, было противно человеческой логике - но Господь, для Которого нет ничего невозможного, устроил так, что это произошло. Паломники благодарили Господа за то, что Он сподобил их участвовать в этом Таинстве.

Безусловно, паломничество в Реконьскую пустынь принесло свои духовные плоды. Прежде всего подростки убедились, что необходимая материальная составляющая человеческой жизни является второстепенной и служит для поддержания главной, духовной. Все дела и заботы о материальном нужны постольку, поскольку они дают возможность молиться, совершать богослужение. В жизни повседневной это ощущение стирается, и паломничество в Реконьскую пустынь как бы открыло его ребятам заново. Ведь многодневная подготовка к паломничеству, долгий и нелегкий путь - все это было нужно для того, чтобы в конечном итоге совершить Божественную литургию. С Божьей помощью ребята преодолели все трудности и искушения, одержали еще одну победу над собой. А главное, что в этом путешествии подростки поняли: по благословению Божию всё возможно верующему.

Еще одно интересное паломничество состоялось в этом году.

Водное паломничество к Соловецким островам

26 июля 2004 г милостью Божией благополучно завершился сорокадневный миссионерский паломнический переход по маршруту Помосковье - Соловецкие острова на парусно-моторных баркасах «Святитель Николай» и «Константин Богородский», также проходивший по благословению Высокопреосвященнейшего Ювеналия, митрополита Крутицкого и Коломенского. В паломничестве приняли участие ученики Морской школы, действующей при Богоявленском соборе Ногинска, а также их родители и преподаватели.

К переходу, который продолжался сорок дней, готовились всю зиму. Ребята - преимущественно учащиеся православной гимназии имени священномученика Константина Богородского - посещали занятия в Морской школе и по мере сил участвовали в сооружении баркасов. Большой гараж на территории собора на это время был переоборудован под судоверфь, где постепенно происходило превращение старого поморского баркаса в двухмачтовый парусник. Скептики сомневались, что это возможно, но благодаря пожертвованиям и трудам прихожан к весне удалось подготовить два девятиметровых парусно-моторных баркаса к путешествию.

На Светлой седмице Высокопреосвященнейший Ювеналий совершил освящение кораблей Богородской флотилии, получивших имена святителя Николая, покровителя мореплавателей, и священномученика Константина, небесного заступника Богородской земли. В середине июня баркасы, укомплектованные всем необходимым для дальнего перехода, были доставлены на канал имени Москвы.

Разумеется, организаторы путешествия позаботились о безопасности его участников. На каждом из баркасов был надувной спасательный плот и спасжилеты, подаренные богородским гимназистам моряками-североморцами.

Переход был разделен на четыре этапа. Это позволило задействовать в программе большее количество детей. В первом этапе, от канала имени Москвы до выхода в Рыбинское водохранилище, участвовали шестиклассники, во втором, более сложном - от Рыбинки до Белозерска по р. Шексне - учащиеся 7-8 классов, в третьем - от Белозерска до Петрозаводска - десятиклассники, и, наконец, в последнем, самом трудном - от Онежского озера через Беломорканал и Белое море до Соловецких островов - самые старшие, одиннадцатый класс. Участников очередного этапа подвозили в условленное заранее место на микроавтобусе, и тот же микроавтобус увозил домой матросов этапа предыдущего. Во всех группах были взрослые - специально подготовленные судоводители, которые сдали экзамены на право самостоятельного управления маломерными судами.

Каждый этап был по-своему интересен и по-своему сложен, на каждом возникали свои затруднения, технические проблемы. Но, несмотря на трудности, паломничество проходило успешно.

Перед выходом из Онежского озера в Беломорканал поднялся ветер и разогнал волну. Путешественники забеспокоились, удастся ли при таком волнении благополучно войти в шлюз. И вдруг над водой показалась яркая радуга - как знак того, что Божие благословение пребывает с паломниками, и все будет хорошо. Действительно, вскоре ветер стих, баркасы вошли в канал благополучно и преодолели шлюзы без проблем и задержек, что, как говорят опытные люди, бывает достаточно редко.

За время перехода путешественники преодолели полторы тысячи километров, прошли 150-километровое Рыбинское водохранилище, Белое озеро, Онежское, Выгозеро, более тридцати шлюзов. В общей сложности в переходе приняли участие около шестидесяти человек. Интересно, что среди матросов были не только мальчики, но и девочки, которые исполняли обязанности коков - судовых поваров - и помогали штурманам прокладывать курс. Каждый из баркасов представлял собой надежный плавучий дом с удобными каютами-комнатами, в которых можно было укрыться от ветра и дождя, небольшим камбузом - кухней, где на газовой плитке готовили пищу. До мелочей было продумано оборудование: на баркасах нашлось место не только для навигационных приборов, но и для хозяйственных мелочей, облегчающих жизнь экипажа, вроде ножниц и прищепок. Вещи и продукты хранились во вместительных рундуках. В каюты было проведено электричество, налажена радиосвязь между двумя баркасами. На случай непредвиденных обстоятельств на одном из судов находился автономный бензиновый электрогенератор.

Участники перехода получили практические навыки управления парусно-моторными судами, научились ставить паруса, ориентироваться с помощью навигационных приборов, читать карту. Особенно отличившиеся были отмечены похвальными грамотами. Ребята окрепли физически и повзрослели, стали более ответственными и самостоятельными. Они почувствовали, что взрослые им доверяют, что от их труда и прилежания на самом деле зависит успех общего дела. А, кроме того - во время путешествия подростки увидели удивительное величие и разнообразие Божьего мира, неповторимую красоту своей Родины, прикоснулись к ее истории, поклонились ее святыням. Это паломничество стало для его участников уроком любви к родной земле и людям, живущим на ней.

Паломники посетили святыни Русского Севера: Кирилло-Белозерский и Горицкий монастыри, Благовещенскую обитель, г. Кемь, молились в храмах городов и сел, встречавшихся на их пути. Богородцы рассказывали верующим о подвиге священномученика Константина Богородского, дарили иконы святого. Люди слушали с интересом, расспрашивали о приходской жизни подмосковного храма, о православной гимназии и Морской школе, а дети охотно отвечали на вопросы. Молитва является важнейшей духовной составляющей всякого паломничества. Незабываемые впечатления в душах путешественников оставила Литургия, совершенная на походном антиминсе в полузатопленном храме у переправы Крохино, близ Белого озера. Литургию на походном антиминсе отслужили также в день памяти преподобного Сергия Радонежского на берегу одного из озер Беломоро-Балтийской водной системы. На заупокойной ектении священники поминали православных христиан, скончавшихся во время строительства Беломоро-Балтийского канала. Еще одна Литургия на походном антиминсе была совершена в праздник Казанской иконы Божией Матери, на баркасе «Святитель Николай», пришвартованном у причала возле девятнадцатого - последнего перед выходом в Белое море - шлюза Беломорканала.

Главной целью паломничества был Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Благодаря точным картам и умелому использованию навигационных приборов, многочасовой ночной переход по Белому морю от г. Беломорска к Соловецкому архипелагу (расстояние между ними - около девяноста километров) также прошел благополучно. Особую духовную радость доставила участникам путешествия молитва в Соловецкой обители. И хотя ребятам, после длительного морского перехода, было тяжело подниматься, в пять утра на братский молебен, -в храм святителя Филиппа, где в этот день совершалось богослужение, пришли все как один. А за Литургией богородцы, по благословению отца наместника, пели на клиросе. На следующий день паломники, получив в монастыре разрешение, отправились на заповедный остров Анзер, земля которого напоена кровью множества мучеников. Погода вновь благоприятствовала морскому путешествию. С Божией помощью удалось успешно, без происшествий преодолеть особенно сложный участок с течением, противным курсу, и встречными волнами, - и только по заметно снизившейся скорости баркасов можно было судить о силе этого подводного течения. На Анзере паломники посетили Голгофо-Распятский скит и отслужили молебен у мощей преподобного Иова, затем снова сели на баркасы и пошли к конечной точке морского путешествия, городу Кеми, до которого было еще около ста километров. В Кеми богородцы переночевали в Благовещенском мужском монастыре, а наутро, после Литургии, отправились в обратный путь - уже по суше, на автомобиле. Чуть позже в «порт приписки» - Богородск на грузовых машинах были доставлены и баркасы.

Закончилось сорокадневное паломничество. Его участники не раз становились свидетелями маленьких чудес, тех неслучайных совпадений, которые укрепляют веру и наводят внимательного человека на размышления о Промысле Божием в нашей жизни, о том, как удивительно и премудро устроен мир. Без сомнения, очень много получили - как в душевном, так и в духовном плане - за время путешествия юные паломники. Впрочем, не только они сами, но и те, кто встречался богородцам на пути. В русской глубинке живут небогато, и людей подчас поглощают заботы о пропитании, о том, как поддержать хотя бы относительное материальное благополучие. Молодежь, предоставленная сама себе, оказывается беззащитной перед проповедью греховного образа жизни, перед потоком негативной информации, который изливается с экранов и со страниц журналов и газет. Редко можно встретить в этом потоке грязи обращение к человеческой душе. Тем более радостно было видеть людям подростков, которые ставят перед собой принципиально иные, не материальные задачи. Многие с готовностью помогали, чем могли, облегчая паломникам путь. Местные жители подсказывали, где лучше набрать питьевой воды, сотрудники портовых служб оказывали техническую помощь и так далее.

Паломники помогали людям обрести надежду, что молодое поколение еще не потеряно, что есть у нашей Родины будущее, и оно неразрывно связано с обращением к вере. Пожалуй, в этом и заключалась главная миссия паломничества: привлечь внимание окружающих к жизни духовной, к вечным ценностям, о которых так часто забываем мы в повседневной суете.

Результаты

Родители благодарят нас за то, что из таких паломнических лагерей их дети возвращаются возмужавшими, более взрослыми. Действительно, в наших походах ребята очень быстро взрослеют - потому что не играют, не преодолевают искусственно созданные препятствия, а живут, видят, что их личный труд - это реальный вклад в обеспечение жизнедеятельности группы. Сознание этого дает огромный воспитательный эффект. Важно, что в мобильном миссионерском паломническом лагере подростки не соревнуются, а вместе созидают, сообща проходят путь и преодолевают трудности. Таким образом, мы даем ребятам возможность реализовать себя и избежать при этом развития эгоцентризма. Большое преимущество мобильного лагеря перед стационарным, как раз состоит в том, что не нужно придумывать специальных развлекательных мероприятий - процесс передвижения сам по себе поглощает внимание и силы ребят.

Участники мобильных паломнических лагерей имеют возможность увидеть необъятные просторы нашей Родины, познакомиться с различными жизненными укладами, наконец, убедиться, что православные верующие люди есть везде, и где бы человек ни находился - на Севере ли, на Кавказе, в Центральной России или за границей - он является членом единой Церкви. Все это значительно расширяет кругозор молодежи и воспитывает терпимость. Другой момент: в пути не только мы смотрим на людей, но и они на нас. Люди видят, что православные открыты для общения, что мы - не какая-то самозамкнутая секта, что наша молодежь - вполне современная, что мы не прячемся от жизни, не боимся мира - потому что нам есть, что сказать ему. И это тоже форма проповеди, и большая ответственность. Мы объясняем ребятам, что в их лице люди знакомятся с христианством. Еще одно преимущество - материальное. Мобильный лагерь не требует ежегодных затрат на поддержание материальной базы, ремонт и профилактику, стройматериалы и т.п. Основная статья расходов - приобретение палаток и спальных мешков, которых при аккуратной эксплуатации хватит на много лет.

Но главное, конечно - это та духовная польза, которую подростки, чаще всего сами того не сознавая, получают в подобных лагерях, навыкая любви, терпению, послушанию, молитве и упованию на помощь Божию.

Практические рекомендации

Паломничество тщательно продумывается и планируется заранее, разрабатывается подробный маршрут. Подготовка начинается заранее, и большое воспитательное значение имеет то, что ребята задолго до лагеря начинают трудиться вместе. Необходимым условием безопасности лагеря является участие в нем профессионального инструктора. Подчеркну - не просто человека опытного, а профессионала. И если нет пока возможности вырастить своих специалистов, нужно найти «готовых». Наверное, в каждом городе есть юношеская туристическая станция, секция или кружок. Как правило, те, кто там работают - энтузиасты, люди, беззаветно любящие детей и открытые для диалога с Церковью, не отказывающие в помощи.

Среди практических рекомендаций можно выделить несколько. Во-первых, количество детей. Практика показала, что оптимальное количество группы - до 20 ребят, иначе теряется мобильность. Если желающих больше, то лучше сделать несколько смен. Во-вторых, здоровье: у современных детей оно оставляет желать лучшего, поэтому перед поездкой необходимо выяснить, у кого какие проблемы. Важно правильно распределить ребят по командам. У каждого должны быть четко определенные функциональные обязанности (например, уставщик, алтарник, костровой, помощник повара и т.п.). Это позволит исключить возможность того, что кто-то будет трудиться за троих, а кто-то - прохлаждаться. Если лагерь останавливается в населенных местах, нужно непременно установить посменное (по два человека) дежурство у костра на время общего отдыха. Нужно привлекать к участию в таких лагерях родителей. И, конечно, возглавлять мобильный лагерь паломнической направленности должен священник.

Дело в том, что совместная молитва, общая трапеза, преодоление препятствий в пути дают удивительное ощущение единения, приходит понимание того, что старшие отвечают за младших - не просто потому, что они «старшие» и «так положено», а потому, что они на самом деле более опытные и сильные (и духовно, и физически). И это - прекрасная возможность завоевать сердца подростков.

Современный мир обладает мощными средствами воздействия на человека и активно насаждает свои «ценности». Церковь противопоставляет этому свой, православный образ жизни. Но молодому, еще не сформировавшемуся человеку очень трудно бывает выстоять против соблазнов мира сего в одиночку. Другое дело, когда у него есть круг общения - люди, одинаково с ним смотрящие на жизнь, верующие. Вместе им легче защититься от разлагающего влияния современного мира, не потерять ориентиров, не сбиться с верной дороги. И тот путь, который они вместе проходят, чтобы поклониться святыне, может стать - и становится! - важным этапом в духовной жизни юных паломников.

Храм святителя Спиридона Тримифунтского,
Челябинской епархии, Московской Патриархии, Русской Православной Церкви
456905, РФ, Челябинская область, Саткинский район, пос. Межевой, ул. Карла Маркса, 5 "б"
Тел. 8 35161 74751           hramsatka@narod.ru