Протоиерей Михаил Ялов, Православные молодежные лагеря паломнической направленности как один из путей развития современного паломничества (из опыта Богородского благочиния)Наша жизнь - это путь. Православный христианин, совершая свое земное странствие, знает цель: Горний Иерусалим. Но как же важно не сбиться с пути, не потеряться, не заплутать в тумане грехов и страстей. На этом трудном, тернистом пути у нас есть маяки - святые угодники Божии. Знакомясь с их жизнью, посещая места их духовных подвигов, видя своими глазами зримые, материальные плоды их трудов и свидетельства их подвижнической жизни, мы делаем поправки в своем курсе и идем дальше, ориентируясь на эти маяки. Таким образом, паломничество для православного человека - это одно из средств духовного укрепления и поддержки на предлежащем жизненном пути. Одним из возможных путей развития современного паломничества являются молодежные мобильные лагеря паломнической направленности. Эта форма паломничества хорошо вписывается в процесс воспитания и духовного развития молодежи. В Богородском благочинии Московской епархии есть определенные наработки в этой сфере, о которых хотелось бы рассказать. О мобильных миссионерских лагерях паломнической направленностиДосуг - то свободное время, которое подросток проводит не дома и не в школе, а с друзьями и ровесниками. От того, какой будет у ребенка круг общения и чем будет занято его свободное время, зависит очень многое. Поэтому мы уделяем большое внимание организации досуга молодежи и подростков. Верующие ребята должны обязательно иметь возможность общаться в кругу единомышленников, должны видеть, что они - не одиноки, что принятие Православия вовсе не означает для них ухода в вынужденный «затвор» без друзей - сверстников. Мы испробовали различные формы организации молодежного досуга и пришли к выводу, что одной из оптимальных для молодежи и подростков является организация православных молодежных миссионерских мобильных лагерей паломнической направленности. Они проходят по благословению Высокопреосвященнейшего Ювеналия, Митрополита Крутицкого и Коломенского. В такие лагеря мы берем ребят, начиная с седьмого класса. Что же представляет собой православный миссионерский мобильный лагерь паломнической направленности? Как и следует из его названия, он состоит из нескольких элементов: поход - пеший, лыжный или байдарочный - к определенной цели (какому-либо святому месту); общее православное делание - сооружение поклонного Креста, трудовое послушание в монастыре, миссионерские беседы с местными жителями, общая молитва (в т.ч. молебны, панихиды) по пути и в святых местах. Участвуя в таком лагере, подростки приобретают опыт молитвы и созидания, навыки жизни в гармонии с природой, познают окружающий мир, глубже узнают историю и культуру своей Родины. Все это позволяет направить бурную энергию подростков в нужное русло. Ведь в юном возрасте людям свойственно испытывать себя, свои возможности, свойственно стремиться к подвигам - и наши паломнические путешествия позволяют им реализовать эти стремления. За последние пять лет мы провели целый ряд подобных миссионерско-паломнических лагерей: в Карелии, на Кавказе, в Новгородской области, на Владимиро-Суздальской земле. Расскажу о некоторых из них, которые представляются наиболее интересными. Лыжное паломничество в Троицкую Реконьскую пустыньПо благословению Высокопреосвященнейшего Ювеналия, митрополита Крутицкого и Коломенского, в конце Рождественского поста 2003 г. состоялось паломничество юных прихожан Богоявленского собора г. Ногинска в Троицкую Реконьскую пустынь, расположенную на севере Новгородской области. Эта пустынь, некогда известная, а ныне полуразрушенная, затеряна среди лесов и болот, вдали от населенных пунктов. Дети заранее начали готовиться к зимнему походу. После уроков они приходили в Воскресную школу и подгоняли снаряжение, собирали инвентарь, заготавливали продовольствие. Для перевозки основного груза - палаток и продовольствия - из алюминия были сделаны специальные санки-волокуши. Чтобы проверить свои силы и снаряжение, группа совершила пробный выход в Павлово-Посадский район Московской области, к храму Троицы-Чижи. Группу паломников возглавили два священника (один из них ранее работал инструктором по туризму). Новгородская земля встретила паломников сильным холодом. Когда группа выезжала из Богородска, было всего минус пять, а когда добралась до деревни, от которой предстояло продолжить путь на лыжах, уже стоял трескучий мороз. Местные жители даже сомневались, что паломники смогут найти дорогу и дойти до пустыни. Действительно, дорога сильно заросла, и идти по ней было тяжело, особенно с грузом. Однако, к вечеру удалось благополучно добраться до пустыни. Сразу началась работа по устройству лагеря. Обязанности были распределены заранее, каждый знал, что ему нужно делать. Кто-то пилил дрова, кто-то устанавливал палатки, кто-то разжигал костер. Через полчаса уже был готов горячий ужин. Ночевали паломники в зимних палатках, оборудованных особыми разборными металлическими печками- «буржуйками». Дрова в таких печках быстро прогорают, и сразу же становится холодно, поэтому необходимо было установить дежурство. На протяжении всей ночи в обеих палатках сменялись дежурные, которые подкладывали дрова. Кульминацией паломничества стала Божественная литургия в древней пустыни, которую совершили на походном антиминсе в стенах Покровского храма обители, сохранившегося лучше, чем главный Троицкий собор. Наутро стало еще холоднее, чем накануне. Ребята на костре кипятили воду и наливали ее в пластиковые бутылки, которыми священники согревали руки. Термометра у паломников с собой не было, и о том, что мороз достиг тридцати градусов, они узнали, уже вернувшись из леса. За Богослужением пел детский хор. Было заметно, что ребята чувствуют ответственность, лежащую на них, и осознанно, с благоговением произносят слова молитв. За Литургией исчезло разделение на учеников и учителей, взрослых и детей. Все стали как бы единым целым, «едиными усты и единым сердцем» благодарили Господа, близкое присутствие Которого явственно ощущал каждый из паломников. То, что в это время, в этом месте, в этих погодных условиях совершалась Литургия, было противно человеческой логике - но Господь, для Которого нет ничего невозможного, устроил так, что это произошло. Паломники благодарили Господа за то, что Он сподобил их участвовать в этом Таинстве. Безусловно, паломничество в Реконьскую пустынь принесло свои духовные плоды. Прежде всего подростки убедились, что необходимая материальная составляющая человеческой жизни является второстепенной и служит для поддержания главной, духовной. Все дела и заботы о материальном нужны постольку, поскольку они дают возможность молиться, совершать богослужение. В жизни повседневной это ощущение стирается, и паломничество в Реконьскую пустынь как бы открыло его ребятам заново. Ведь многодневная подготовка к паломничеству, долгий и нелегкий путь - все это было нужно для того, чтобы в конечном итоге совершить Божественную литургию. С Божьей помощью ребята преодолели все трудности и искушения, одержали еще одну победу над собой. А главное, что в этом путешествии подростки поняли: по благословению Божию всё возможно верующему. Еще одно интересное паломничество состоялось в этом году. Водное паломничество к Соловецким островам26 июля 2004 г милостью Божией благополучно завершился сорокадневный миссионерский паломнический переход по маршруту Помосковье - Соловецкие острова на парусно-моторных баркасах «Святитель Николай» и «Константин Богородский», также проходивший по благословению Высокопреосвященнейшего Ювеналия, митрополита Крутицкого и Коломенского. В паломничестве приняли участие ученики Морской школы, действующей при Богоявленском соборе Ногинска, а также их родители и преподаватели. К переходу, который продолжался сорок дней, готовились всю зиму. Ребята - преимущественно учащиеся православной гимназии имени священномученика Константина Богородского - посещали занятия в Морской школе и по мере сил участвовали в сооружении баркасов. Большой гараж на территории собора на это время был переоборудован под судоверфь, где постепенно происходило превращение старого поморского баркаса в двухмачтовый парусник. Скептики сомневались, что это возможно, но благодаря пожертвованиям и трудам прихожан к весне удалось подготовить два девятиметровых парусно-моторных баркаса к путешествию. На Светлой седмице Высокопреосвященнейший Ювеналий совершил освящение кораблей Богородской флотилии, получивших имена святителя Николая, покровителя мореплавателей, и священномученика Константина, небесного заступника Богородской земли. В середине июня баркасы, укомплектованные всем необходимым для дальнего перехода, были доставлены на канал имени Москвы. Разумеется, организаторы путешествия позаботились о безопасности его участников. На каждом из баркасов был надувной спасательный плот и спасжилеты, подаренные богородским гимназистам моряками-североморцами. Переход был разделен на четыре этапа. Это позволило задействовать в программе большее количество детей. В первом этапе, от канала имени Москвы до выхода в Рыбинское водохранилище, участвовали шестиклассники, во втором, более сложном - от Рыбинки до Белозерска по р. Шексне - учащиеся 7-8 классов, в третьем - от Белозерска до Петрозаводска - десятиклассники, и, наконец, в последнем, самом трудном - от Онежского озера через Беломорканал и Белое море до Соловецких островов - самые старшие, одиннадцатый класс. Участников очередного этапа подвозили в условленное заранее место на микроавтобусе, и тот же микроавтобус увозил домой матросов этапа предыдущего. Во всех группах были взрослые - специально подготовленные судоводители, которые сдали экзамены на право самостоятельного управления маломерными судами. Каждый этап был по-своему интересен и по-своему сложен, на каждом возникали свои затруднения, технические проблемы. Но, несмотря на трудности, паломничество проходило успешно. Перед выходом из Онежского озера в Беломорканал поднялся ветер и разогнал волну. Путешественники забеспокоились, удастся ли при таком волнении благополучно войти в шлюз. И вдруг над водой показалась яркая радуга - как знак того, что Божие благословение пребывает с паломниками, и все будет хорошо. Действительно, вскоре ветер стих, баркасы вошли в канал благополучно и преодолели шлюзы без проблем и задержек, что, как говорят опытные люди, бывает достаточно редко. За время перехода путешественники преодолели полторы тысячи километров, прошли 150-километровое Рыбинское водохранилище, Белое озеро, Онежское, Выгозеро, более тридцати шлюзов. В общей сложности в переходе приняли участие около шестидесяти человек. Интересно, что среди матросов были не только мальчики, но и девочки, которые исполняли обязанности коков - судовых поваров - и помогали штурманам прокладывать курс. Каждый из баркасов представлял собой надежный плавучий дом с удобными каютами-комнатами, в которых можно было укрыться от ветра и дождя, небольшим камбузом - кухней, где на газовой плитке готовили пищу. До мелочей было продумано оборудование: на баркасах нашлось место не только для навигационных приборов, но и для хозяйственных мелочей, облегчающих жизнь экипажа, вроде ножниц и прищепок. Вещи и продукты хранились во вместительных рундуках. В каюты было проведено электричество, налажена радиосвязь между двумя баркасами. На случай непредвиденных обстоятельств на одном из судов находился автономный бензиновый электрогенератор. Участники перехода получили практические навыки управления парусно-моторными судами, научились ставить паруса, ориентироваться с помощью навигационных приборов, читать карту. Особенно отличившиеся были отмечены похвальными грамотами. Ребята окрепли физически и повзрослели, стали более ответственными и самостоятельными. Они почувствовали, что взрослые им доверяют, что от их труда и прилежания на самом деле зависит успех общего дела. А, кроме того - во время путешествия подростки увидели удивительное величие и разнообразие Божьего мира, неповторимую красоту своей Родины, прикоснулись к ее истории, поклонились ее святыням. Это паломничество стало для его участников уроком любви к родной земле и людям, живущим на ней. Паломники посетили святыни Русского Севера: Кирилло-Белозерский и Горицкий монастыри, Благовещенскую обитель, г. Кемь, молились в храмах городов и сел, встречавшихся на их пути. Богородцы рассказывали верующим о подвиге священномученика Константина Богородского, дарили иконы святого. Люди слушали с интересом, расспрашивали о приходской жизни подмосковного храма, о православной гимназии и Морской школе, а дети охотно отвечали на вопросы. Молитва является важнейшей духовной составляющей всякого паломничества. Незабываемые впечатления в душах путешественников оставила Литургия, совершенная на походном антиминсе в полузатопленном храме у переправы Крохино, близ Белого озера. Литургию на походном антиминсе отслужили также в день памяти преподобного Сергия Радонежского на берегу одного из озер Беломоро-Балтийской водной системы. На заупокойной ектении священники поминали православных христиан, скончавшихся во время строительства Беломоро-Балтийского канала. Еще одна Литургия на походном антиминсе была совершена в праздник Казанской иконы Божией Матери, на баркасе «Святитель Николай», пришвартованном у причала возле девятнадцатого - последнего перед выходом в Белое море - шлюза Беломорканала. Главной целью паломничества был Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Благодаря точным картам и умелому использованию навигационных приборов, многочасовой ночной переход по Белому морю от г. Беломорска к Соловецкому архипелагу (расстояние между ними - около девяноста километров) также прошел благополучно. Особую духовную радость доставила участникам путешествия молитва в Соловецкой обители. И хотя ребятам, после длительного морского перехода, было тяжело подниматься, в пять утра на братский молебен, -в храм святителя Филиппа, где в этот день совершалось богослужение, пришли все как один. А за Литургией богородцы, по благословению отца наместника, пели на клиросе. На следующий день паломники, получив в монастыре разрешение, отправились на заповедный остров Анзер, земля которого напоена кровью множества мучеников. Погода вновь благоприятствовала морскому путешествию. С Божией помощью удалось успешно, без происшествий преодолеть особенно сложный участок с течением, противным курсу, и встречными волнами, - и только по заметно снизившейся скорости баркасов можно было судить о силе этого подводного течения. На Анзере паломники посетили Голгофо-Распятский скит и отслужили молебен у мощей преподобного Иова, затем снова сели на баркасы и пошли к конечной точке морского путешествия, городу Кеми, до которого было еще около ста километров. В Кеми богородцы переночевали в Благовещенском мужском монастыре, а наутро, после Литургии, отправились в обратный путь - уже по суше, на автомобиле. Чуть позже в «порт приписки» - Богородск на грузовых машинах были доставлены и баркасы. Закончилось сорокадневное паломничество. Его участники не раз становились свидетелями маленьких чудес, тех неслучайных совпадений, которые укрепляют веру и наводят внимательного человека на размышления о Промысле Божием в нашей жизни, о том, как удивительно и премудро устроен мир. Без сомнения, очень много получили - как в душевном, так и в духовном плане - за время путешествия юные паломники. Впрочем, не только они сами, но и те, кто встречался богородцам на пути. В русской глубинке живут небогато, и людей подчас поглощают заботы о пропитании, о том, как поддержать хотя бы относительное материальное благополучие. Молодежь, предоставленная сама себе, оказывается беззащитной перед проповедью греховного образа жизни, перед потоком негативной информации, который изливается с экранов и со страниц журналов и газет. Редко можно встретить в этом потоке грязи обращение к человеческой душе. Тем более радостно было видеть людям подростков, которые ставят перед собой принципиально иные, не материальные задачи. Многие с готовностью помогали, чем могли, облегчая паломникам путь. Местные жители подсказывали, где лучше набрать питьевой воды, сотрудники портовых служб оказывали техническую помощь и так далее. Паломники помогали людям обрести надежду, что молодое поколение еще не потеряно, что есть у нашей Родины будущее, и оно неразрывно связано с обращением к вере. Пожалуй, в этом и заключалась главная миссия паломничества: привлечь внимание окружающих к жизни духовной, к вечным ценностям, о которых так часто забываем мы в повседневной суете. РезультатыРодители благодарят нас за то, что из таких паломнических лагерей их дети возвращаются возмужавшими, более взрослыми. Действительно, в наших походах ребята очень быстро взрослеют - потому что не играют, не преодолевают искусственно созданные препятствия, а живут, видят, что их личный труд - это реальный вклад в обеспечение жизнедеятельности группы. Сознание этого дает огромный воспитательный эффект. Важно, что в мобильном миссионерском паломническом лагере подростки не соревнуются, а вместе созидают, сообща проходят путь и преодолевают трудности. Таким образом, мы даем ребятам возможность реализовать себя и избежать при этом развития эгоцентризма. Большое преимущество мобильного лагеря перед стационарным, как раз состоит в том, что не нужно придумывать специальных развлекательных мероприятий - процесс передвижения сам по себе поглощает внимание и силы ребят. Участники мобильных паломнических лагерей имеют возможность увидеть необъятные просторы нашей Родины, познакомиться с различными жизненными укладами, наконец, убедиться, что православные верующие люди есть везде, и где бы человек ни находился - на Севере ли, на Кавказе, в Центральной России или за границей - он является членом единой Церкви. Все это значительно расширяет кругозор молодежи и воспитывает терпимость. Другой момент: в пути не только мы смотрим на людей, но и они на нас. Люди видят, что православные открыты для общения, что мы - не какая-то самозамкнутая секта, что наша молодежь - вполне современная, что мы не прячемся от жизни, не боимся мира - потому что нам есть, что сказать ему. И это тоже форма проповеди, и большая ответственность. Мы объясняем ребятам, что в их лице люди знакомятся с христианством. Еще одно преимущество - материальное. Мобильный лагерь не требует ежегодных затрат на поддержание материальной базы, ремонт и профилактику, стройматериалы и т.п. Основная статья расходов - приобретение палаток и спальных мешков, которых при аккуратной эксплуатации хватит на много лет. Но главное, конечно - это та духовная польза, которую подростки, чаще всего сами того не сознавая, получают в подобных лагерях, навыкая любви, терпению, послушанию, молитве и упованию на помощь Божию. Практические рекомендацииПаломничество тщательно продумывается и планируется заранее, разрабатывается подробный маршрут. Подготовка начинается заранее, и большое воспитательное значение имеет то, что ребята задолго до лагеря начинают трудиться вместе. Необходимым условием безопасности лагеря является участие в нем профессионального инструктора. Подчеркну - не просто человека опытного, а профессионала. И если нет пока возможности вырастить своих специалистов, нужно найти «готовых». Наверное, в каждом городе есть юношеская туристическая станция, секция или кружок. Как правило, те, кто там работают - энтузиасты, люди, беззаветно любящие детей и открытые для диалога с Церковью, не отказывающие в помощи. Среди практических рекомендаций можно выделить несколько. Во-первых, количество детей. Практика показала, что оптимальное количество группы - до 20 ребят, иначе теряется мобильность. Если желающих больше, то лучше сделать несколько смен. Во-вторых, здоровье: у современных детей оно оставляет желать лучшего, поэтому перед поездкой необходимо выяснить, у кого какие проблемы. Важно правильно распределить ребят по командам. У каждого должны быть четко определенные функциональные обязанности (например, уставщик, алтарник, костровой, помощник повара и т.п.). Это позволит исключить возможность того, что кто-то будет трудиться за троих, а кто-то - прохлаждаться. Если лагерь останавливается в населенных местах, нужно непременно установить посменное (по два человека) дежурство у костра на время общего отдыха. Нужно привлекать к участию в таких лагерях родителей. И, конечно, возглавлять мобильный лагерь паломнической направленности должен священник. Дело в том, что совместная молитва, общая трапеза, преодоление препятствий в пути дают удивительное ощущение единения, приходит понимание того, что старшие отвечают за младших - не просто потому, что они «старшие» и «так положено», а потому, что они на самом деле более опытные и сильные (и духовно, и физически). И это - прекрасная возможность завоевать сердца подростков. Современный мир обладает мощными средствами воздействия на человека и активно насаждает свои «ценности». Церковь противопоставляет этому свой, православный образ жизни. Но молодому, еще не сформировавшемуся человеку очень трудно бывает выстоять против соблазнов мира сего в одиночку. Другое дело, когда у него есть круг общения - люди, одинаково с ним смотрящие на жизнь, верующие. Вместе им легче защититься от разлагающего влияния современного мира, не потерять ориентиров, не сбиться с верной дороги. И тот путь, который они вместе проходят, чтобы поклониться святыне, может стать - и становится! - важным этапом в духовной жизни юных паломников. |
||||
Храм святителя Спиридона Тримифунтского,
Челябинской епархии, Московской Патриархии, Русской Православной Церкви 456905, РФ, Челябинская область, Саткинский район, пос. Межевой, ул. Карла Маркса, 5 "б" Тел. 8 35161 74751 hramsatka@narod.ru |