| Новости | Расписание богослужений | Паломническая служба | Храмы | Библиотека | О нас |

Гусев В.Д.,
кандидат педагогических наук, заместитель руководителя Паломнической службы «КОВЧЕГ». Москва.

Путешествия с духовными целями - школа Православия

Ныне в путешествия с духовными целями, а именно они являются основой Православного паломничества, ежегодно только по России (по самым скромным прикидкам) отправляются уже многие сотни тысяч человек. Кроме того, многие миллионы людей посещают монастыри и храмы в рамкам религиозного туризма.

Желание именно через паломничество прикоснуться к вере захватывает многих. Это не случайно. Православное паломничество всегда было и должно оставаться школой постижения основ Православия. Не случайно, паломничество всегда было одной из форм христианского подвижничества, а в первых паломниках пребывали сами монахи и духовенство.

Паломнические службы создаются сегодня повсеместно - в епархиях, благочиниях, монастырях и церковных приходах Русской Православной Церкви. Некоторые из них уже имеют своих паломников, свое лицо, свой опыт, свои традиции, в том числе и отрицательного свойства. При почти полном отсутствии у большинства из них соответствующего опыта работы, квалифицированных кадров и несоблюдении многовековых традиций русского богомолья на Православное паломничество зримо начинает надвигаться под маской «религиозного туризма» светский туризм со всем своим огромным арсеналом современных технологий. Конечно, «религиозный туризм» имеет право на самостоятельное существование, и в местах поклонения святыням туристам также необходимо уделять внимание. Но ведь это не богомолье. И при нынешнем смешении и неразграничении понятий «паломничества» и «религиозного туризма», недостаточном участии Церкви в сем духовном подвиге верующих в умы и сердца нововоцерковляющихся людей вносится брожение, а для братии и духовенства - приходят новые искушения. Наступило время, когда Церковь должна начать какое-то управление данным процессом. Дальше будет сложнее, а может быть уже и поздно.

Определяя первоочередные задачи важно понимать главные цели православного паломничества. Прежде всего, это поклонение известным православным святыням, духовное и телесное исцеление, а также общение с братией и духовенством.

Сегодня многие паломнические службы в своей работе предоставлены самим себе:

- содержание и организация современного паломничества больше напоминает религиозный туризм;

-  мало внимания уделяется вопросам духовного окормления паломников;

- подача информационного материала богомольцам целиком зависит от сопровождающих группы;

- не учитывается разнородность состава паломников;

-  паломнические кадры - не всегда воцерковленные и настоящие профессионалы (один сопровождающий богомольцев - песни собственного сочинения поет, другой - на плохом русском языке акафист читает, третий - занимается собственным толкованием Евангелия и т.д.).

Кроме того, на практике имеет место разобщенность паломнических служб, полное отсутствие координации их деятельности. Некоторые из них вообще находятся за «оградой Церкви». Необходимо срочно начать централизованную подготовку паломнических кадров, как светских, так и церковных. При этом надо предусмотреть в учебных программах весь комплекс вопросов: истории, традиций, содержания, организации, экономики, безопасности, психологии, педагогики и других. Желательно начать готовить соответствующие учебные пособия.

Важнейший вопрос - прием и размещение богомольцев. Порой мы все забываем, что паломники - это не туристы, а богомольцы, поклонники, потенциальные участники богослужений, жертвователи и трудники. Речь не идет о том, чтобы, как в первовековье христианства, омывать ноги путешественникам. Но важно все же отдавать приоритет не туристам, а паломникам. Туристам, конечно же, тоже надо уделять достойное внимание - многие из них через экскурсию в древнюю обитель также приходят к вере. Ныне современному паломнику не хватает духовного общения с братией, опытными священниками. В памяти встает один давний эпизод из посещения одного уважаемого монастыря, в котором на вопрос монаху: «Открыт ли храм?», был дан ответ: «Храм всегда открыт». Так вот, для паломников храм должен быть всегда открыт. На местах, в некоторых обителях и приходах часто наблюдается увлечение коммерческой стороной, за счет духовной, навязывание богомольцам ненужных им платных услуг. Доходит порой до курьезов: у врат монастыря ставят шлагбаумы в виде светских барышень-экскурсоводов, пытаются богомольцев даже построить, как солдат, и подводить к святыням строем.

Конечно, это единичные примеры, но они, к сожалению, на практике быстро переходят от одной обители к другой. Происходит все это из-за непонимания цели и задач православного паломничества, отсутствия управления и координации всем паломническим движением, минимальном наличии в местах интенсивного паломничества информации о деятельности паломнических структур и времени приезда групп богомольцев.

Однако, естественно, много и положительных примеров. Так, в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре: для паломников бытует несколько программ пребывания, с каждой группой паломников общается гостинник монастыря, каждому богомольцу от монастыря вручается скромный подарок. В Варлаамо-Хутынском монастыре всегда ждут паломников, священник часто по несколько часов лично общается с богомольцами. В Крыпецком Иоанно-Богословском монастыре - игумен Дамаскин также лично духовно, да и просто по-человечески общается с паломниками. В Серафимо-Дивеевском монастыре -экскурсии предлагают только на добровольных началах, но это целый патерик и от них не отказываются. В Валдайском Иверском монастыре - игумен благословляет трапезу за одним столом с братией. В Санаксарском монастыре - братия обижается, если богомольцы не остаются на трапезу. Эти примеры можно продолжать долго.

Во многих обителях паломников просят потрудиться. И они с огромным желанием и усердием делают это. Вот отношение к богомольцам. Поистине - православное паломничество является настоящей школой духовности.

Другая назревшая проблема - информационное обеспечение православного паломничества. Рекламные объявления в газетах и журналах, листовки в храмах, отдельные интернет-сайты. Вот и вся информация. Системы, достоверности и исчерпываемости во всем этом нет. Катастрофически не хватает книг по православному паломничеству -популярных, да и научных тоже. На книжном рынке имеется только справочная литература и из серии «путевые рассказы». Обидно, что пока в полной мере не используются огромные потенциальные возможности Паломнического центра Московского Патриархата и Императорского Православного Палестинского Общества. Последнее, кстати, имеет давнюю и именитую историю, могло бы, как прежде, стать организующим и объединяющим органом, мощной трибуной для обсуждения и продвижения идей русского богомолья. Необходимо безотлагательно во всем этом многое менять и возвращаться к исконным традициям истинно русского паломничества. Иначе в будущем придется многое ломать, а это всегда сложнее и болезненнее.

Всем нам чрезвычайно важно осознавать, что в современных условиях православному паломничеству остается одно из двух: или приблизиться, насколько будет в силах, к своему естеству, идеалу, повернуться лицом к истинным богомольцам, или, отходя от оных все дальше и дальше, окончательно захиреть и погибнуть. Эту мысль, только касающуюся иночества, высказал Е. Поселянин. Но ее можно отнести и к нынешней и, главное, завтрашней судьбе православного паломничества.

Храм святителя Спиридона Тримифунтского,
Челябинской епархии, Московской Патриархии, Русской Православной Церкви
456905, РФ, Челябинская область, Саткинский район, пос. Межевой, ул. Карла Маркса, 5 "б"
Тел. 8 35161 74751           hramsatka@narod.ru