| Новости | Расписание богослужений | Паломническая служба | Храмы | Библиотека | О нас |

Архимандрит Зосима,
секретарь Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии. Иваново.

Обители Ивано-Вознесенской земли

Ваше Преосвященство, дорогие глубокочтимые владыки, дорогие отцы, братья и сестры и участники конференции!

Тема моего сообщения, как сказал владыка «Обители Иваново-Вознесенской земли», конечно, тема очень объемная и за тот небольшой регламент времени, 10 минут, невозможно передать все, что хотелось бы сказать по этому поводу. Тема нашей конференции это: «Православное паломничество: традиции и современность», конечно, мой доклад не претендует на какую-то концептуальность, но если говорить собственно по существу, то можно констатировать, что современные традиции православного паломничества не просто возрождаются, но проходят свое новое становление.

Наша Иваново-Вознесенская и Кинешемская епархия - это молодая епархия, сравнительно молодая, она появилась в начале бурного XX века, в тяжелые годы гонения на Русскую Православную Церковь. И поэтому не случайно, что в соборе Ивановских святых в основном находятся новомученики и исповедники российские. Это определило то, что сегодня епархия имеет в своем составе как древние обители, так и новые, образованные в 90-е годы XX века, на месте, где раньше были приходские храмы. Мне хотелось бы немного рассказать о наших ивановских обителях, которые могут быть интересны и привлекательны для православных паломников, а также для религиозных туристов, потенциальных паломников. Мне думается, что краткий рассказ о трех наших обителях, из которых лишь одна древняя, даст вам представление о святынях епархии.

Полагаю, что для молодой епархии, которая появилась сразу после 1918 года, это в чем-то очень естественная ситуация. Я хотел бы пояснить: дело в том, что раньше город Иваново-Вознесенск, который возник в 1871 году, это печально известный город первых советов. Именно отсюда пошла мутная волна первой русской революции, отсюда звучали призывы Ленина и, естественно, что этот город имел большое место в планах большевиков: они хотели основать там столицу России. Ни много ни мало, не Москва, а Иваново-Вознесенск призван был стать не просто Ивановым, как сейчас, он без приставки Вознесенск, а он должен был стать городом Первосоветским и, конечно же, если бы так случилось, то и епископ бы был с титулом Первосоветский. Но этому не суждено было случиться. В 1918 году была образована Ивановская промышленная область, фактически это знаменовало то, что такие древние русские города, как Владимир, Кострома, Ярославль, фактически перестали существовать. Почему? Потому что они вошли в эту Ивановскую промышленную область, то есть этим древним русским городам было уготовлено уничтожение их исторического названия. Но в дальнейшем потом эти планы, конечно, претерпели изменения. Вновь потом были образованы эти исторические области, особенно в послевоенные годы они развивались. Однако город Иваново жил уже без приставки Вознесенск, а с 30-х годов был прославлен тем, что в нем были уничтожены все храмы, только один храм периодически служил на всей территории Ивановской области. Поэтому это дало для будущих поколений, для всех нас целую плеяду мучеников, которые в числе 56 вошли в собор Ивановских святых.

В начале 90-х годов XX в. начинается возрождение древних обителей в Ивановской земле и постройка новых храмов и монастырей. В настоящее время в нашем полумиллионном городе и его окрестностях имеется 12 обителей. Чем же знамениты эти обители в современное время? Они не знамениты тем, что в них большое число мощей или каких-то чудотворных икон, просто там идет обыкновенная монашеская жизнь. Возрождение древних обителей и становление новых монастырей имеют свои характерные черты, которые интересны не только для исследователей, но и для простых верующих. Например, Свято-Введенская женская обитель города Иваново - это первый в России в 90-е годы монастырь, который возник на месте приходского храма. Сейчас в центре города Иваново, который возник в 1871 году, который никогда не имел Кремля, появился своего рода Кремль, это прекраснейший монастырский комплекс из красного кирпича, включающий в себя огромный собор, целый ряд монастырских корпусов, капитальную крепостную стену. Ну, это просто внешние признаки. А монастырь проводит огромную миссионерскую работу в местах лишения свободы, огромная тюремная миссия, которая может быть одна из самых больших по всей России. Ведётся большая издательская деятельность.

Вторая обитель, о которой мне хочется вам рассказать, о ней я вначале говорил, это - древний Свято-Успенский женский монастырь села Дунилово. Многие называют эту обитель Ивановским Суздалем, но Суздаль, вы все знаете, это прекрасное место не только паломничества, но туризма. Для многих иностранных туристов он привлекателен тем, что он имеет большое количество древнерусских храмов и монастырей. Успенская обитель, которая расположилась в Дунилово, это, конечно, не Суздаль, который является жемчужиной Владимирской земли. Дунилово это глубинка Ивановской земли, далеко удаленная внутрь лесов. Храмы, которые расположилось в малонаселенной местности и значительную часть из которых уже удалось восстановить, придают монастырю неповторимый и уникальный внешний вид. При Успенском монастыре имеется приют, школа, гимназия для девочек, там 55 девочек-сирот содержится, и много разных благотворительных дел несет эта обитель. Может быть, вы видели репортаж об этой обители, который Юрий Сенкевич в своей телевизионной программе «Клуб путешественников» показал на всю Россию, несколько раз повторялся этот сюжет.

И третья обитель, о которой я хотел бы сегодня немного сказать, особенно близка мне, потому что я не только секретарь епархиального управления, я настоятель мужского Успенского монастыря, расположенного в центре города Иваново. Я не могу беспристрастно говорить об этом монастыре, где являюсь настоятелем. Говоря о нем, мне хотелось бы просто подчеркнуть, что там построен новый храм во имя святых Царственных страстотерпцев, во имя Августейшей царской семьи, который воздвигли попечением одного благотворительного фонда. Этот храм примечателен тем, что он один из немногих в России, который удалось на средства этого фонда буквально весь позолотить: и крыши, и купола, и все прочее. Он выглядит приблизительно так, как одна из жемчужин русской земли, как Троицкий храм, где покоятся честные мощи преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой Лавре, а ведь этот храм фактически там знаменуют победу над татаро-монгольским игом и торжество русской святости. А здесь, в городе первых советов, в центре той земли, которая была наиболее богоборческая, воздвигнут храм в честь царской семьи, как царю земному, который предстоит престолу Божьему, и ему мы тоже принесли, что могли, золото от земли русской. Храм представляет собой совершенное великолепие.

Вот, таким образом и воздвигаются новые обители нашей Ивановской земли. Особенно хотелось бы еще отметить такую древнюю обитель, как Свято-Николо-Тихонов монастырь, ему исполнилось уже 500 лет со дня основания, он связан с памятью святого Тихона Лухуского чудотворца. Эта обитель древнейшая в нашей земле, и она имеет своих паломников. Все эти обители имеют либо свои гостиницы, либо какие-то иные места, где можно принимать паломников. Мы по договору пользуемся и таким международным туристическим комплексом недалеко от города Иваново, который именуется «Unlinkedoм», знают многие москвичи его хорошо, потому что туристы посещают этот туристический комплекс. В нём очень дешевые по московским меркам цены на питание и проживание, а между тем этот комплекс соответствует самым высоким европейским стандартами, там мы стараемся располагать состоятельных туристов и паломников, которые приезжают и знакомятся с обителями нашей земли. Иваново входит в известный туристический маршрут «Золотое кольцо России», на котором располагаются такие города, которые известны всем вам хорошо - это Палех и Холуй. Именно в них есть истоки нашей русской иконописи и живописи, собственно всех тех росписей, которыми известны наши русские православные храмы.

Мы стараемся службу паломническую на земле Ивановской развивать, она располагается у нас в епархиальном управлении. И последнее, чем я хотел бы закончить. Мы начинали становление нашей паломнической службы в начале 90-х годов, и первые наши проекты касались как раз не внутреннего паломничества и религиозного туризма, а международного туризма и паломничества, и первые наши попытки были связаны с деятельностью так называемого БММТ «Спутник», с которым мы заключили договор и вместе организовывали поездки в Святую Землю, где встречались как раз с преосвященными владыкой Марком и владыкой Феодосием, любезно принимавших нас в Иерусалиме. Конечно, мы все тогда трепетали, боялись очень, потому что знали строгость владыки Марка, который всегда нам указывал на наши недостатки. Но мы всегда были ему благодарны за это.

И хотелось бы еще отметить, что, когда мы смотрели и анализировали плоды наших трудов в то время, то мы столкнулись с таким явлением, как налогообложение. То есть, когда мы приехали из Святой Земли (тогда около 300 человек из земли Ивановской съездило в эти паломнические поездки) всем пришлось платить громадные налоги.

Лишь один протоиерей оказался умным человеком, он отказался категорически платить налоги. Потом был судебный процесс, мы выиграли этот судебный процесс у Налоговой службы России. И это может быть прецедентом. Если опубликовать материалы этого процесса, то там было подтверждено в судебном порядке, что паломническая деятельность является уставной деятельность Русской Православной Церкви и не подлежит налогообложению. Такие материалы существуют, они еще пока не опубликованы. Спасибо за внимание.

Храм святителя Спиридона Тримифунтского,
Челябинской епархии, Московской Патриархии, Русской Православной Церкви
456905, РФ, Челябинская область, Саткинский район, пос. Межевой, ул. Карла Маркса, 5 "б"
Тел. 8 35161 74751           hramsatka@narod.ru