| Новости | Расписание богослужений | Паломническая служба | Храмы | Библиотека | О нас |

Монахиня Софрония,
руководитель пресс-службы Ново-Тихвинского монастыря. Екатеринбург

Возрождение святынь Уральской земли

Преосвященнейшие архипастыри и пастыри, братья и сестры, позвольте от лица настоятельницы Ново-Тихвинского монастыря города Екатеринбурга, игумении Любови, приветствовать всех вас. А также поблагодарить священноначалие за предоставленную возможность поделиться нашим опытом, рассказать о проблемах и вопросах, которые решает наша обитель при организации паломничества на те святые места, вверенные промыслом Божиим нашему попечению.

Уральская земля взрастила немало угодников Божиих, но все же главным небесным заступником нашего края по праву считается святой праведный Симеон Верхотурский и всея Сибири чудотворец. Волею Божией нашей обители выпала честь восстанавливать святыни, связанные с именем этого удивительного святого - уже открыто два подворья монастыря в Верхотурском уезде. В своем докладе я бы хотела кратко рассказать о праведном Симеоне, о почитании его до революции и о возрождении паломничества по святым местам, связанным с его именем.

Праведный Симеон родился в европейской части России около 1607 года. Оставив привычный быт, совсем молодым человеком он ушел в недавно присоединенную к России Сибирь, где поселился в селе Меркушино. Здесь он молился, неподалеку ловил рыбу, на хлеб себе зарабатывал тем, что шил шубы для жителей Меркушино и окрестных деревень, здесь же окончил он свои дни и был погребен рядом с храмом во имя Архистратига Божия Михаила около 1642 года. За кротость, незлобие и чистоту сердца Господь прославил его самого и место его трудов. Через 50 лет произошло чудесное восхождение его мощей от земли, и потекла от новоявленного святого река благодатных исцелений, а чуть позже в могиле открылся целебный источник. Слава нового угодника Божия росла, и в 1704 году его мощи торжественно были перенесены в Свято-Николаевский мужской монастырь города Верхотурья. С тех пор стали звать его святым Симеоном Верхотурским, а до этого все знали его как святого Симеона Меркушинского.

До революции почитание святого в России было практически повсеместным: со всех концов страны ежегодно стекались в Верхотурье и Меркушино до 120 тысяч паломников, посещала эти места великая княгиня Елизавета Феодоровна, почитали праведного Симеона и члены царской семьи, которые в трудных случаях молитвенно обращались к нему за помощью, имели у себя его иконы. В начале XX века Свято-Николаевский монастырь входил в первую пятерку российских паломнических центров. В 1913 г. в монастыре был построен огромный Крестовоздвиженский собор, рассчитанный на 8 тыс. человек, который до сих пор является третьим по величине в России.

В самом Меркушино был создан живописный церковный комплекс, включавший в себя два храма, соединенные просторной крытой галереей. Первый - небольшой Симеоновский, построенный над гробницей праведника, а второй - величественный, с колокольней, в честь Архистратига Божия Михаила, в котором святой Симеон при жизни молился. Благодаря прекрасному природному ландшафту, в который гармонично вписался архитектурный церковный комплекс, в конце XIX века Меркушино можно было назвать одним из красивейших мест Урала.

В советское время честные мощи праведника были поруганы, источник святого Симеона засыпан, стройный храмовый архитектурный ансамбль села Меркушино уничтожен. Мощи перевезли в Нижнетагильский краеведческий музей, но люди и сюда стали приходить для поклонения святыне, для молитвы. Поэтому вскоре мощи были отправлены в Екатеринбург и выставлены сначала в Ипатьевском доме, а затем убраны в запасники краеведческого музея. Село Меркушино, будучи лишено духовной опоры, стало медленно умирать...

Но сегодня, благодаря заступничеству святого Симеона, оно вновь наполняется жизнью. В 1997 году здесь было устроено подворье нашей обители. В настоящее время с помощью благотворителей практически заново построен уникальный храмовый комплекс, при поддержке Правительства области отремонтирована дорога и мост через реку Туру.

Но не одна эта святыня находится на попечении нашей обители. На пути, который соединяет Верхотурье и Меркушино, находятся еще два храма, переданных нашему монастырю. Нужно сказать, что до революции существовал прекрасный паломнический маршрут по Верхотурской земле, когда человек на своем пути за день мог посетить несколько храмов. Историческая логика предусматривает именно такой маршрут - уместно начать паломничество по земле праведного Симеона именно с того места, где он провел свою жизнь, где были обретены его честные мощи. А затем направиться по дороге, освященной переносом мощей святого праведного Симеона. Вокруг величественная, нетронутая природа. И, как достойное завершение, как венец всего пути - город Верхотурье, где паломники поклонялись и прикладывались к мощам праведника.

С этим путем связано одно дивное сказание. В 1704 году, когда совершалось торжественное перенесение мощей святого Симеона из села Меркушино в город Верхотурье, передвигаясь всю дорогу ползком на коленях, мощи сопровождал местный Христа ради юродивый Косьма. Уставая, он взывал, обращаясь к праведному Симеону как к живому: «Брате Симеоне, давай отдохнем!» - тогда гроб с мощами останавливался, и уже никто не мог его сдвинуть. Позже на местах остановок были выстроены часовни и храмы. В годы революции и советской власти они были либо разрушены, либо осквернены. Руины двух маленьких церквушек в селах Костылева и Путимка были переданы нашей обители. В Костылева храм уже восстановлен и освящен, рядом с ним в едином архитектурном стиле возведен монастырский комплекс. Храм в Путимке еще ждет своего возрождения.

Теперь необходимо сказать непосредственно о том, как строится организация паломничества в нашем монастыре. Нет ничего удивительного в том, что Симеоновские места привлекают людей. Если даже в советские годы, когда подобное путешествие подчас могло поставить под угрозу и карьеру, и даже жизнь человека, люди ехали к святому Симеону, набирали воду из почти засыпанного источника, то вполне объяснимо, что в наши дни с каждым годом поток паломников в эти святые места постоянно увеличивается.

Немаловажно то, что программу возрождения Верхотурской земли поддерживают местные власти. Так, например, благодаря сотрудничеству с губернатором Свердловской области, Эдуардом Росселем, отремонтирован участок дороги от Меркушино до Верхотурья.

В самом Меркушино, на подворье обители, устроено две гостиницы. Одна каменная, двухэтажная. На первом этаже в комнатах размещаются по 5-7 человек, на втором этаже - двух-трехместные уютные номера. Питание платное. Эту гостиницу сестрам помогают обслуживать несколько горничных. Здесь останавливаются архиереи, священство и обеспеченные паломники. Вторая гостиница бесплатная, питание также предоставляется бесплатно.

К сложностям развития паломничества мы можем отнести достаточную удаленность Меркушино (от Екатеринбурга - 360 км), а также то, что зачастую приезжающие не имеют представления о том, как правильно вести себя в святом месте.

Скажем и несколько слов о планах. Монастырь при помощи Правительства области надеется восстановить уникальный маршрут от Меркушино до Верхотурья - оформить дорогу так, чтобы все напоминало путнику о том, что он идет по святой земле (схемы, указатели в едином стиле, часовенки, поклонные кресты, беседки, дорога для пешеходов). Еще впереди разработка многодневных и однодневных маршрутов, в том числе - пешеходных.

Также сейчас продумывается организация паломнической программы «Рождество в Меркушино». Необходимость такой программы была продиктована самой жизнью. Сестры увидели, что в предрождественские дни и после них любят проводить в Меркушино многие прихожане нашего храма, екатеринбуржцы и жители области. Это не удивительно. Ведь идут завершающие дни Рождественского поста, а в это время в городах царит суета и спешка, всюду огни, музыка, шум... Но все это забывается и уходит на второй план, когда паломники еще только подъезжают к Меркушино. Тишина, заснеженные дали, густые нетронутые леса. А в самом селе - светлый храм, неспешная монастырская служба. Мы думаем, что это будет действительно востребовано - причем не только жителями Екатеринбурга и области, но и других городов России.

Еще один из долгосрочных и многообещающих проектов, который, конечно же, монастырь будет осуществлять только в сотрудничестве с Екатеринбургской епархией - это объединение всех святых мест нашей земли. Уральская земля издавна славилась своими святыми местами. В наши дни особенным ее украшением стал сонм новомучеников Российских, в числе которых сияют святостью царственные страстотерпцы, преподобномученицы великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара. К сожалению, до сих пор нет маршрута, который бы позволял паломнику познакомиться со всеми святынями Урала, поэтому необходимо строительство дороги, которая бы их объединяла. Мы представляем вам маршрут, который считаем наиболее полным и всеобъемлющим:

город Екатеринбург - храм во имя Всех русских святых (Храм-на-Крови), построенный на месте мученической кончины Царственных страстотерпцев, и мужской монастырь Всемилостивого Спаса, в котором пребывают мощи преподобного Василиска Сибирского;

окрестности деревни Коптяки под Екатеринбургом - Ганина яма, монастырь в честь Царственных страстотерпцев;

окрестности города Алапаевска - монастырь в честь новомучеников и исповедников Российских, построенный у шахты, в которую были сброшены преподобномученицы великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара;

город Алапаевск - Напольная школа, где содержались алапаевские мученики и Свято-Троицкий Алексеевский собор, где некоторое время находились тела страдальцев;

село Меркушино - Свято-Симеоновское подворье Ново-Тихвинского женского монастыря, в котором - Михайло-Архангельский собор, где почивают честные мощи священномученика Константина Богоявленского, и Свято-Симеоновский храм, где находится гробница святого Симеона Верхотурского и истекающий из неё целебный источник;

излучина реки Туры, недалеко от Меркушино - храм во имя всех Сибирских святых и Поклонный крест, возведённые на месте уединенных молитвенных подвигов праведного Симеона;

село Усть-Салда - храм в честь первоверховных апостолов Петра и Павла;

деревня Костылево - храм в честь святого Косьмы Верхотурского, небольшой комплекс Ново-Тихвинской обители;

село Красногорское - храм в честь Нерукотворенного Образа Спасителя;

деревня Путимка - храм в честь святителя Николая Мирликийского;

город Верхотурье - Свято-Николаевский мужской монастырь, в котором пребывают честные мощи святого Симеона, преподобных Илии и Арефы Верхотурских; Покровский монастырь, где почивают честные мощи святого блаженного Косьмы Верхотурского, а также располагается Верхотурский кремль;

город Невьянск - Преображенский собор, знаменитая «падающая» Невьянская башня.

Такой путь знакомит паломника с множеством и древних святынь, а также тех, которые были явлены совсем недавно. Помимо паломнических маршрутов можно было бы восстановить традицию крестных ходов, которые совершались из Красногорского села в Верхотурье. Интересна история возникновения этой традиции. В 1683 году, при пожаре Свято-Троицкого Верхотурского собора, из иконостаса была вынута икона Нерукотворенного Образа Спасителя. Все имущество, утварь выносились за крепостные стены, на крутой берег Туры. Сорвавшись с утеса, икона Спасителя поплыла по течению и выплыла около села Красногорское, где, как писали тогда, «при вынутии ея из реки было несколько чудотворений». С 1738 года установилась благочестивая традиция торжественно приносить чудотворную икону в Свято-Троицкий храм г. Верхотурья ко дню Святой Троицы, где она пребывала до 30 июня, когда также торжественно уносилась обратно. Было бы прекрасно возродить эту забытую традицию.

Хотелось бы подчеркнуть, что при выполнении всей этой программы Екатеринбургская епархия может стать одной из самых часто посещаемых, т.к. для этого существуют все предпосылки: даже сегодня, несмотря на то, что для приема паломников недостаточно условий, поклониться Уральским святыням приезжают тысячи людей со всего мира.

И в этом мы надеемся на помощь нашего губернатора, который имеет вполне серьезные планы относительно строительства дороги, которая соединила бы г. Алапаевск и с. Меркушино, благодаря чему и получился бы прекрасный маршрут «Серебряный пояс Урала».

В заключение хотелось бы искренне поблагодарить за предоставленную возможность выступить, за ваше внимание. Если у вас возникли какие-либо конкретные вопросы в ходе моего выступления, то я позволю себе переадресовать вас к сестрам нашего монастыря, которые находятся в зале. Спаси Господи.

Храм святителя Спиридона Тримифунтского,
Челябинской епархии, Московской Патриархии, Русской Православной Церкви
456905, РФ, Челябинская область, Саткинский район, пос. Межевой, ул. Карла Маркса, 5 "б"
Тел. 8 35161 74751           hramsatka@narod.ru