| Новости | Расписание богослужений | Паломническая служба | Храмы | Библиотека | О нас |

Монах Венедикт,
заведующий Паломнической службой Успенского Тихвинского монастыря. Санкт-Петербургская епархия. Тихвин.

Опыт становления массового паломничества к святым местам Северо-Запада России на примере Успенского Тихвинского монастыря. Организация работы паломнической службы до и после возвращения Тихвинской чудотворной иконы Божией Матери

Ваше Преосвященство, спасибо за то, что пригласили нас выступить, рассказать о том, что же происходит в Тихвинском монастыре на протяжении последних нескольких месяцев после возвращения Тихвинской чудотворной иконы Божией Матери. Мы все были участниками, кто по, телевизионным репортажам, кто благодаря прессе, кто лично участвовал в Москве, в Санкт-Петербурге, или же в Америке, а затем в Риге в торжествах, посвященных возвращению в Россию Тихвинской иконы Божией Матери. Тихвинский монастырь организовал свою Паломническую службу в 2001 году. Тогда мы принимали в месяц не более 2-3 паломнических групп из разных регионов России, в основном, из Санкт-Петербургской епархии. По возвращении чудотворной иконы в обитель, мы столкнулись с огромным интересом со стороны различных паломнических служб, епархий, как в России, так и за рубежом. Сейчас многие верующие желают посетить обитель ради поклонения Тихвинской иконе Божией Матери. Таким образом, мы можем считать, что 90 % посетителей нашей обители в настоящее время это именно православные паломники. Тихвинский монастырь 16 июля сего года посетил Путин Владимир Владимирович, президент Российской Федерации, причем его визит в наш город состоялся более чем через сто двадцать лет после последнего посещения монастыря главой государства, императором Александром II в Тихвин. И, конечно, после визита президента мы часто встречали в своей обители различных представителей власти Российского государства, которые, в основном, город Тихвин посещали именно ради Тихвинской иконы и монастыря, и Владимир Владимирович Путин кроме монастыря иных мест в городе не посещал. Мы рассматриваем посещение первым лицом государства Российского Тихвинской обители как паломническую поездку.

Многие граждане, приезжающие в наш монастырь, в большей степени люди светские, которые, может быть, до этой паломнической поездки в Тихвин ни разу не участвовали в подобных путешествиях. Как правило, они ожидают от Тихвинской иконы Божией Матери некоего чуда, разрешения некой личной проблемы. Очень часто мы сталкивались с тем, что люди действительно получали просимое от Тихвинской чудотворной иконы Божией Матери и становились глубоко верующими. Таким образом, сама святыня - Тихвинская икона Божией Матери - действует как объект живой проповеди, совершающей чудо, потому что люди убеждаются, может быть, будучи в своей большей степени маловерны, что действительно по их просьбам происходит что-то новое и необычное в их жизни.

На территории нашего монастыря ранее работал Тихвинский архитектурно-художественный музей. Он существует и в настоящее время, занимая некоторые корпуса обители. Предполагается то, что в будущем останется только лишь одна из экспозиций, посвященная чудотворной иконе Тихвинской Божией Матери, которая и будет оставлена в стенах монастыря. Краеведческий исторический музей переедет в другие здания в пределах города Тихвина. Наш монастырь сотрудничает с Правительством Ленинградской области, в том числе и с областным Комитетом по культуре, а также с руководством города. Это дает возможность сохранить хорошие взаимоотношения с дирекцией и сотрудниками музея, которые многое делают для людей, желающих осмотреть монастырь именно как архитектурный ансамбль, узнать сугубо специальные исторические моменты из жизни средневековой Руси. В будущем такие посетители, даже если они атеисты, могут иметь, возможность посетить обитель как религиозные туристы или как туристы просто.

Но тут возникает важная проблема, с которой мы опять же столкнулись и которую мы пытаемся решить сейчас, на протяжении последних месяцев. Это проблемы безопасности паломников и туристов, в том числе, связанные и с угрозой терроризма. Это действительно угроза жизни каждому человеку, посещающему, в том числе и наш монастырь.

В субботние и воскресные дни в промежутке времени с 12 часов дня до 16 часов вечера во внутреннем дворе обители, конкретно перед собором, собирается народ в количестве до 2-3 тысяч паломников. Как правило, это происходит в один небольшой промежуток времени. Люди нервничают, каждый желает подойти, поклониться и приложиться к Тихвинской иконе. Мы не хотим людей ограничивать и проводить просто перед чудотворной иконой, мы пытаемся каждому дать возможность, безусловно, на краткое время, но приложиться к святыне. Все это создает, конечно, некоторые неудобства для верующих людей, особенно это касается, групп паломников из Белоруссии и Украины, а также из иных отдаленных епархий Русской Православной Церкви. Нам очень трудно, когда священник привозит, не согласовав с Паломнической службой нашего монастыря, группу пожилых людей, уставших от дороги, и они вынуждены стоять в такой большой очереди. Приходится вызывать автомобили скорой помощи, особенно, такие случаи, часто происходили в последние дни лета. На конференции сегодня прозвучали пожелания о создании такого общецерковного центра, который курировал бы паломничество как традиционное явление в жизни Русской Православной Церкви. И этот центр, конечно, мог бы дать рекомендации: священникам, настоятелям приходов и руководителям паломнических служб, чтобы они в большей степени согласовывали свои посещения со службами приёма обителей, в частности, с нашим Тихвинским монастырём. Очень важно, чтобы люди не страдали, а для этого надо, чтобы организаторы паломнических поездок чётко организовывали путешествия, а, если не умеют или не знают, как это делать, то хотя бы консультировались. Что касается вопроса о безопасности посещения паломниками Тихвинского монастыря, то мы вынуждены были особенные меры принять к этому вопросу. Во-первых, потому что очень часто монастырь стали посещать высокопоставленные особы и просто требования охраны этих лиц подвигло нас на некоторые изменения. При входе в монастырь сейчас уже решен вопрос об установке рамок-металлоискателей. Как показала практика, совершенно не напрасно было принято это решение, поскольку всего лишь две недели назад несколько подростков в субботний день, о чем я уже говорил выше, когда несколько тысяч человек было сосредоточено вокруг Успенского собора, пронесли на территорию монастыря боевую гранату времен Великой Отечественной войны, которая могла реально взорваться. Они принесли ее с целью продать или в монастырь, или в музей как исторический предмет. Соответственно, если бы она взорвалась, то была бы угроза жизни большого количества паломников. Вот, собственно, почему мы решились на такие меры как установка рамок-металлоискателей. Через некоторое время весь монастырь, благодаря помощи некоторых фирм, будет оборудована система видео наблюдения, а также - тревожными кнопками. Внутри монастыря на базе охранного предприятия создается своя собственная внутренняя служба охраны, которая постоянно будет контролировать и регулировать хотя бы потоки людей. В принципе, мы не встречали такого в других монастырях Санкт-Петербургской епархии, видимо, это будет некое новшество, но время требует введение специальных корректив в прием паломников и туристов в таких местах массового паломничества как Тихвинский монастырь. Остальные обители, имеющие святыни, к которым хочет приехать, прикоснуться каждый православный верующий человек, также должны усилить меры по безопасности приема паломников на своей территории.

Что касается развития дальнейшего паломничества в Тихвинский монастырь, то мне хотелось обратить внимание на одну особенность, мы сейчас получаем очень много пожеланий от православных из Латвии, Литвы и Эстонии с просьбой посетить нашу обитель. Тихвинская икона Пресвятой Богородицы по маршруту своего возвращения в наш монастырь несколько дней пребывала в Риге, и там тысячи рижан стояли в очереди, чтобы поклониться и приложиться к чудотворной иконе. Среди верующих людей, которые пожелали отстоять такую большую очередь, были и православные, были и протестанты, были и католики. Но большинство осознавали Тихвинскую чудотворную икону Божией Матери как православную святыню, которая дорога для православного человека. В связи с тем, что сейчас в странах Балтии есть большое количество желающих посетить наш монастырь, мы с помощью православных меценатов с латвийской стороны планируем открыть Паломнический центр в Риге для того, чтобы можно было возить паломников к Тихвинской иконе Божией Матери. Наша служба надеется получить на это благословение высокопреосвященного Александра, митрополита Рижского и всея Латвии. И для этих целей в самом монастыре создается на горячих парах инфрастуктура: это питание и размещение, т.е. создание кафе и гостиницы. Гостиницы, конечно, не такого плана, как пятиэтажные здания в Почаеве, а скорее финскими блоками, быстро и просто. Это необходимо сделать для того, чтобы можно было принять максимально в день, хотя бы 5-6 автобусов паломников, и тем самым разгрузить вот эти субботние, воскресные дни для того, чтобы люди могли остаться на ночь и поучаствовать и во Всенощном бдении и в Божественной литургии. Паломническая служба нашего монастыря в большинстве своем, как, может быть, и во многих иных монастырях нашей епархии, состоит в основном из воцерковленных светских людей. В самом монастыре до сих пор братия состоит из 12 человек и, конечно, мы не в силах, к сожалению, обеспечить многие пожелания паломников. Такие как: исповедь у монастырского священника, катехизаторские беседы и многие другие. Работа с паломниками срывается именно из-за нехватки людей, нехватки желающих посвятить свою жизнь Церкви, служению Церкви. И даже через несколько месяцев, после прибытия в наш монастырь чудотворной иконы, к сожалению, мы не видим пополнения, никто к нам не изъявляет желание приходить. Наша паломническая служба, несмотря на нехватку кадров, старается всё-таки работников с улицы не брать, а как-то людей проверять или принимать по рекомендации. Хотя в настоящее время Паломническая служба нашей обители имеет в штате 26 человек, в основном это, конечно, экскурсоводы, но по большому счёту этого количества сотрудников нам не хватает. Поэтому, думаю, что подготовка кадров, организаторов паломничества и экскурсоводов - это в наше время самая главная задача. Спасибо за внимание.

Храм святителя Спиридона Тримифунтского,
Челябинской епархии, Московской Патриархии, Русской Православной Церкви
456905, РФ, Челябинская область, Саткинский район, пос. Межевой, ул. Карла Маркса, 5 "б"
Тел. 8 35161 74751           hramsatka@narod.ru