| Новости | Расписание богослужений | Паломническая служба | Храмы | Библиотека | О нас |

Лебедев В.В.,
председатель Союза православных граждан. Москва

Соработничество Христу

Ваше Высокопреосвященство, дорогие владыки, всечестные отцы, братья и сестры. Мне не хочется занимать ваши просвещенные умы теоретическими изысками после высокого по смыслу и очень нужного для практического церковного дела доклада митрополита Кирилла, богословского доклада владыки Марка и других ученейших представителей. Просто скажу очень кратко, даже сегодня в наших выступлениях, в выступлениях уважаемых коллег из Государственной Думы, из разных туристских научных организаций уже наметились определенные противоречия между нами и некоторыми светскими представлениями, что настораживает. Хотелось бы поговорить о проблемах сегодняшнего дня, о главном - законодательном отделении паломничества от туризма. Хорошо сказал уезжающий депутат: «Это надо сделать, и это будет сделано», - и кивнул головой. Но, конечно же, религиозный туризм по этой логике остается за светскими туристскими организациями, и надо сказать, о это очень страшный пункт. Потому что при том состоянии, при котором сегодня Церковь отделена от государства, а отделена она и в других странах Европы, совершать подобные действия с душами людей без ведома традиционных религиозных организаций не позволено или считается плохим тоном. В данном случае человек, который испытывает интерес к святыням сначала в культурологическом плане, о чем уже говорилось, может встретиться вовсе не с духовной трактовкой и даже не с нейтральной, как говорил владыка Марк, не со словом гид, а просто с бытовым оккультизмом. В данном случае в Союз православных граждан входит немало организаций, которые занимаются паломничеством и у меня есть некоторые свидетельства. Вот конкретный случай: недавно возили людей, отдыхающих на Кипре, на один день на Святую Землю. То, что они только там услышали - чудовищно. Ведь, чтобы попасть на Святую Землю люди, которые испытывают тягу к православию, специально собрались, заплатили деньги, поехали, но там, там было все из бытового оккультизма: и обереги, и удача в бизнесе, и посещение алмазного магазина. А потом, после того, как побывали в храме Гроба Господня, все отправились к Стене плача, записочки, естественно, туда воткнуть, чтобы исполнились практические желания. Вот вам образец реального религиозного туризма. Поэтому этот вопрос должен обязательно после нашей конференции вами, практиками дела, обсужден и поставлен на повестку дня. Теперь коротко о нас самих. Я готовился к выступлению более широкому, опрашивал наших братьев, сестер, которые занимаются поездками. Спрашивал: «Есть недостатки?» А в ответ: «Ну, что вы, все в порядке, надо просто денег больше».

Это уже плохо, потому что для православного человека свойственно покаянное сознание. Сегодня уже звучали вещи критические. Вот, владыка сказал правильно. Первое, это прием паломника, ведь обидеть могут как угодно, а то и просто обругать. Или, к примеру, положить спать в подвал и назвать это аскетическими упражнениями. В Почаевской Лавре пятиэтажная гостиница, при чем тут аскетика? Кто хочет, тот ночует в храме, ведь одним по зубам пища мягкая, другим твердая. Второе, более важное. Да, едут уже в настоящее время достаточно подготовленные паломники, но, без священника ( он едет далеко не всегда), остается пустое поле для проповеди, нет ни батюшки, ни того, кого Поместный собор нашей Церкви 1918 года назвал благовестником. Вот этот институт должен быть обязательно восстановлен и, естественно, паломнические службы должны работать по тем правилам и рекомендациям, сложившимся веками и которые благословлены священноначалием. Может быть, надо создать межведомственное, внутрицерковное методическое подразделение под эгидой Паломнического Центра Московского Патриархата. Это позволило бы обучать этих людей, которых я назвал сейчас благовестниками. Чтобы эти поездки в наше время, судьбоносное и трудное, явились бы не просто путешествием, а живой проповедью, то есть соработничеством Христу. Простите, если кого обидел, и спасибо за внимание.

Храм святителя Спиридона Тримифунтского,
Челябинской епархии, Московской Патриархии, Русской Православной Церкви
456905, РФ, Челябинская область, Саткинский район, пос. Межевой, ул. Карла Маркса, 5 "б"
Тел. 8 35161 74751           hramsatka@narod.ru