| Новости | Расписание богослужений | Паломническая служба | Храмы | Библиотека | О нас |

Степанов И.Ю.,
руководитель Паломнической службы Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Санкт-Петербург

Актуальные вопросы организации приема паломников и туристов в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре

История организованного и массового паломничества в Валаамскую обитель начинается с 1843 года, с открытием постоянной навигации из Санкт-Петербурга на остров Валаам. В этот момент в Валаамский монастырь прибывали исключительно паломники. В 30-е годы XX столетия, когда монастырь находился на территории государства Финляндии, начинает доминировать уже пребывание туристов на остров по сравнению с паломниками, то есть людей, которые осуществляли поездки в обитель с культурной, ознакомительной целью, в меньшей степени с целью духовной и религиозной. Подобная тенденция прекратилась с момента закрытия монастыря после окончания Великой Отечественной войны. Затем поток туристов в Валаамскую обитель начинает расти с приходом в Россию комфортабельных теплоходов, в 1960-е годы туризм получает свое развитие. Этот внутренний туризм достигает вершины в 80-е годы, и в конце 80-х годов вновь появляется поток паломников в обитель. В 1991 году Спасо-Преображенская Валаамская обитель уже восстановилась и была создана ее Паломническая служба.

Структура посещения нашей обители почти такая же, как в 30-е годы прошлого века: примерно один паломник на семь туристов. На сегодня Паломническая служба в течение летней навигации за сутки обслуживает до 1,5 тысяч туристов без ночлега, то есть в рамках однодневного посещения монастыря, до 80 туристов с ночлегом, и до 100 человек паломников. Как мы делим туристов и паломников? Паломник для нас - это человек, прибывший в обитель с духовными чаяниями, тот человек, который участвует в богослужениях и участвует в таинствах обители. Всех остальных мы почитаем за людей, прибывших в обитель с экскурсионно-познавательными целями, хотя, безусловно, паломники прибывают и на больших комфортабельных теплоходах.

Что касается кадрового обеспечения Паломнической службы, то у нас занято порядка 20 человек круглогодично, в летний период эта цифра увеличивается до 110 человек. В основном, это связано с ростом численности экскурсоводов. С самого начала работы Паломнической службы к экскурсоводам предъявляются требования живого активного исповедования православной веры. Когда Валаам и обитель воспринимались бы работающим экскурсоводом не только как объект экскурсионного показа, но и, в первую очередь, как великая святыня и место личного служения Господу. То есть безусловное исповедование православной веры, воцерковленность людей - это условие приема на работу экскурсоводом в Валаамский монастырь. Вхождение людей в Церковь и через эту работу, и воцерковление происходит буквально на наших глазах: уже до десятка человек работающих экскурсоводами в Паломнической службе стали иереями Русской Православной Церкви. При приеме на работу сотрудников в Паломническую службу Валаамского монастыря мы требуем соблюдения государственных стандартов. Для экскурсовода, безусловно, необходимо иметь высшее образование и очень желательно владеть иностранным языком (это преимущество при приеме на работу). Для тех, кто работает в паломнических трапезных - это предъявление санитарной книжки со всеми анализами и диплома о кулинарном образовании, что соответствует стандартам, принятым в отраслях обслуживания туристов, гостиничного хозяйства.

Для того чтобы прием в обители и туристов, и паломников проходил более гладко, нами разработаны договора по работе с туристическими фирмами, с паломническими службами, где мы стараемся тщательно учитывать и описывать те правила, которые существует в нашей обители. Мы стремимся, чтобы буквально каждый человек получил предварительно, до поездки, памятку о том, как надлежит вести себя в обители. Богомольцы и туристы должны быть ознакомлены с регламентом жизни обители, с монастырским уставом, распорядком богослужений, что можно делать, а чего делать не следует, чем руководствоваться, в чем надо ограничивать себя во время посещения обители. Виды паломничества у нас структурированы для того, чтобы можно было удовлетворить чаяния более широкого круга лиц, которые имеют разные возможности.

Основное массовое паломничество на Валаам краткосрочное, на одну две ночи люди приезжают в монастырь, знакомятся с ним, его историей и участвуют в суточном круге богослужений в обители. Второй вариант - паломничество более продолжительное, занимающее от 4 до 7 дней. Оно предполагает более глубокое ознакомление с обителью. Тут критиковался термин «экскурсионное». Почему-то людям не очень нравится это слово, но в данном случае предполагается ознакомительное путешествие по острову Валаам в сопровождении православного сотрудника Паломнической службы. На самом деле, это экскурсия по монастырю с православным экскурсоводом, терминология такая прижилась и существует. В более продолжительном паломничестве богомольцы имеют возможность глубже познакомиться с обителью, посетить большее количество богослужений. Они участвуют в таинствах и предполагается в таком варианте один два дня трудничества, т.е. трудовых дня во славу Божию, таким образом, люди могут потрудиться во славу обители, реализовать свои силы непосредственно на святой земле Валаамской.

И далее паломничество длительное, то есть трудничество в обители на две-три недели и более, то есть, когда человек приезжает и долго работает во славу Божию в монастыре. С чем мы здесь столкнулись, если пять-шесть лет назад люди были готовы и месяц, и два трудиться в обители без всякого денежного вознаграждения, то в последние годы они просят оплачивать квартирную плату и телефон по месту жительства. Потому что эти паломники обычно люди одинокие. Если паломник у нас работает в течение всей навигации, мы покрываем ему эти расходы. В основном же люди у нас работают во славу Божию, т.е. бесплатно.

Как я уже сказал, в 1991 году была создана Паломническая служба монастыря, и в этот момент она существовала параллельно с музеем, со светской организацией, которая предоставляла экскурсионное обслуживание туристам, прибывавшим в обитель. В 1996 году практически полностью функции приема туристов и паломников перешли к Паломнической службе Валаамского монастыря. В 1999 году Паломническая служба была оформлена, выделена в отдельное юридическое лицо в соответствии с требованиями действующего законодательства по работе с большим количеством туристов. Сейчас у нас эксплуатируется на пассажирских перевозках три собственных теплохода, два теплохода мы арендуем по договору фрахты и один - по договору разовых перевозок. Одновременно мы можем перевозить до 350-400 человек, кроме этого действует порядка 5-6 мелких судов вместимостью по 10-12 человек для перевозок между островами Валаамского архипелага. Сейчас действуют на острове гостиницы: паломническая - на 80 мест, туристическая - на 40 мест. Есть еще одна туристическая гостиница, созданная в конце прошлого столетия специально для паломников, приезжающих в монастырь, но до сих пор находящаяся в государственном ведении. Единственное, надежды на ее возвращение мы связываем с нынешним правительством Карелии, которое обещает нам помочь в этом вопросе.

Что касается ценообразования по приему паломников и туристов. Нам не хочется делить паломников и туристов, говорить, что паломники - это наши, а туристы - это люди внешние. К туристам у нас отношение, как к гостям, они тоже выбрали Валаам местом своего отпуска, не Турцию с пляжем, не Черное море, а Валаам - северную святыню, выбрали достаточно дорогой маршрут на теплоходе. Наша задача их встретить как гостей обители, и через эту теплоту, может быть, дать им возможность, сделать первый шаг к храму. Паломников же мы считаем членами нашей семьи. Для них наши тарифы немного ниже - на 15%, чем тарифы на прием туристов. Такая же 15-процентная или чуть меньше, скидка нами предоставляется организациям, которые привозят на Валаам инвалидов, ветеранов, детские группы.

Какая проблематика видна и здесь на конференции, и чувствуется нами в обители. Во-первых, считаю, что нужно разделять паломничество, о котором мы сейчас здесь говорим на два совершенно разных по структуре, по требованиям вида. Первый, это паломничество, как организация деятельности по приему большого количества паломников и туристов непосредственно на месте, - это монастыри, ставропигиальные, островные, отдаленные, это храм, где находятся почитаемые святыни и где паломнические службы занимаются тем, что предоставляют на месте паломникам все необходимое, окормляют их, рассказывают об обители и святынях. И второй вид паломничества - это организация паломнических поездок по регионам России и за рубеж. Первое направление связано с приемом, и паломнические службы практически ни от кого не зависят. Второе направление выездное по своей сути, тем более, что в его организацию включены большие затраты по транспорту, питанию и размещению, оно непосредственным образом стыкуется с деятельностью туристских фирм. В этом направлении создать монополию паломническим организациям будет тяжело, потому что туристические компании обычно имеют большие скидки на перевозки и на размещение в отелях. Перед паломническими организациями будет стоять вопрос конкурентной цены той или иной поездки. Надо сказать, что и у нас, и у наших коллег, у московской паломнической службы «Радонеж» есть опыт взаимодействия со светскими туристическими организациями, которые предоставляют качественные услуги по перевозке паломников, их размещению, питанию - меню предоставляется по нашей заявке. В то же время мы обеспечиваем эти группы своими собственными сопровождающими, поэтому дух поездки получается полностью паломническим, а стандарт поездки качественным, поскольку обеспечивается профессионалами в этой деятельности. В этом сотрудничестве мы не видим ничего плохого, но, естественно, хотелось бы, чтобы и этот качественный стандарт перевозки, размещения, питания, обеспечивали бы церковные структуры, прибыль от деятельности которых направлялась бы на развитие Русской Православной Церкви.

Что касается паломнических поездок, то нам как организации, которая принимает до 10.000 паломников в год, хотелось бы, чтобы поездки эти не были столь информационно насыщенными, потому что это приводит к суетности, люди приезжают из поездок не одухотворенными, а вымотанными. Чтобы осмыслить, допустим, посещение Валаама, нужно время. Чтобы потом люди могли поделиться впечатлениями со своими близкими, с прихожанами того храма, куда они ходят. Из такой поездки они вынесут больше, нежели из быстрого проезда по многим и многим святыням.

По приему паломников очень большая ответственность возлагается на принимающую сторону. Поскольку люди, которые приезжают в обитель, стремятся не только поклониться раке преподобных Сергия и Германа Валаамских, но и получить духовное окормление у тех людей, которые проводят свой подвиг в Валаамской обители или в какой-то другой, куда они совершат паломничество, и этому нужно уделять особое внимание. В 2004 году мы привлекали священство со всех своих подворий Санкт-Петербургского, Московского и других для того, чтобы качественно проводились беседы, происходило таинство исповеди с теми паломниками, которые пребывали в обитель. Мы также столкнулись в прошлом году с недобросовестностью в деятельности ряда паломнических служб по территории практически всей России. Очень нас настораживает то, как работают отдельные паломнические службы на Украине и в Белоруссии.

Здесь мы вынуждены были с этого года требовать от каждой паломнической организации присылать письменное благословение на свою деятельность от священноначалия, под чьим окормлением находится та или иная служба. В этом году качество паломнических поездок было гораздо выше, то есть наше требование оказалось разумным. Нам бы хотелось, чтобы был регламентирован порядок информационного обеспечения того паломнического направления, которое осуществляется в Русской Православной Церкви. Мы видим сейчас в храмах, рекламные листочки, в которых предлагаются поездки: одни качественно хорошие, кого-то из организаторов мы знаем, кого-то нет, третьих - мы боимся, о четвертых - мы думаем, что они могут собрать деньги и ничего не сделать. В Москве в этом году одна такая группа была, когда деньги были собраны, а люди выехать не смогли. И вот информационное обеспечение с учетом реестра паломнических организаций, нам думается, будет вполне разумной мерой по повышению качества того паломничества, которое организуется у нас в стране.

Другой существенный вопрос, который мне хотелось бы здесь обсудить по организации паломничества - это то налоговое законодательство, которое больно и очень больно бьет по Валаамскому монастырю. Транспортный налог (просто безумный), который мы вынуждены платить за теплоходы, на которых приезжают паломники, именно паломники, потому что туристы приезжают не на наших теплоходах. Транспортный налог, повторюсь, очень большой, боюсь быть неточным, но примерно до 300 тысяч рублей за судно вынужден платить Валаамский монастырь, чтобы содержать эти суда и получать необходимые лицензии на перевозку пассажиров по Ладожскому озеру. И второй налог, который планируется ввести с января 2005 года, - это налог на имущество не используемое в богослужебных целях. Мы не можем использовать теплоход в богослужебных целях, а тот налог, который нам предлагают заплатить из расчета стоимости теплоходов, тоже очень существенен для монастыря. Этот налог ляжет и на плечи Валаамской обители, и больно ударит по тем паломникам, которые к нам все-таки будут ездить. Мы просим, если возможно, эти вопросы обсудить и принять решение, хотя бы для обителей, которые в силу своего положения (островного) не могут существовать без транспортных средств, без основных фондов.

Спасибо за внимание.

Храм святителя Спиридона Тримифунтского,
Челябинской епархии, Московской Патриархии, Русской Православной Церкви
456905, РФ, Челябинская область, Саткинский район, пос. Межевой, ул. Карла Маркса, 5 "б"
Тел. 8 35161 74751           hramsatka@narod.ru