| Новости | Расписание богослужений | Паломническая служба | Храмы | Библиотека | О нас |

Епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий

Паломничество в Тамбовской епархии

Традиция совершать путешествия и паломничества на Руси возникла давно. В дохристианской Руси наших предков можно было встретить и в Скандинавии, и на берегах Каспийского моря, и около стен Святой Софии Константинопольской. В языческую пору древние русы очень живо интересовались религиями, обычаями и нравами других народов. Все впитывали и искали то, что действительно является Правдой. И, наконец, при святых равноапостольных княгине Ольге и князе Владимире они нашли ее: истина - Христос. Множество народа искренне приняло Спасителя. С этого времени путешествия русских людей приобрели новый смысл: они стали подражанием странствующей жизни Господа нашего Иисуса Христа, Который во время своего земного служения постоянно находился в пути, переходя из города в город, из селения в селение.

Первые паломничества русские христиане совершали в Святую Землю - в Иерусалим, но со временем и Русь стали называть Святой. На ее обширных просторах появилось множество своих известных святых мест, которые привлекали благочестивых русских паломников.

До XVIII века говорить об активном паломничестве в Тамбовских пределах невозможно. Край был еще не освоен, и небезопасно было перемещаться по его пустынным дорогам. Однако сохранились известия, что и в этих условиях монахи Мамонтовой и Троицкой пустыней нередко посещали Троице-Сергиеву Лавру. Начало массового совершения паломничеств жителями Тамбовской земли относится к концу XVIII века. В это время на карте Тамбовской губернии появилось место, куда устремились многие православные люди. Это была Саровская Успенская мужская пустынь. Неоднократно обитель посещали тамбовские архипастыри и не только по служебным обязанностям, но и как простые паломники. А епископы Пахомий (Симанский) и Феофил (Раев) находились в переписке с ее старцами. К этому времени появляются первые дневниковые записи о жизни обители в те годы. Слава Сарова как одного из паломнических центров России крепла, а со временем прочно стала связываться с именем преподобного Серафима Саровского. Наибольший поток паломников в Саровский монастырь, по свидетельствам современников, был отмечен в год прославления дивного подвижника - в 1903 году.

С начала XIX века уже много выходцев из Тамбовской епархии совершали длительные пешие паломничества за пределы губернии. Основные места, которые наиболее часто посещали тамбовские паломники, это Киево-Печерская Лавра и Троице-Сергиева Лавра. Об этом свидетельствует жизнеописание преподобной Марфы Кирсановской, которая не раз бывала в указанных обителях.

После прославления святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского, поток паломников из Тамбовской епархии устремился в города Воронеж и Задонск. Борисоглебский купец Хренников завещал участок земли недалеко от города Борисоглебска для строительства дома именно для паломников, идущих к мощам святителей. Позже на этом участке на средства купца был основан Александро-Невский Хренников мужской монастырь.

Еще одно паломническое место на территории Тамбовской епархии, приобретшее статус общероссийского со второй половины XIX века, -Вышенская Успенская мужская пустынь. Здесь находилась чудотворная икона Божией Матери Вышенской, а с 1894 года - место погребения особо почитаемого в народе святителя Феофана Затворника.

К концу XIX века паломничество становится доброй традицией для многих тамбовских жителей. Уже весной дороги губернии наполнялись богомольцами, в основном, простыми крестьянами и горожанами, направляющимися на моление. Паломничество на Тамбовщине стало массовым явлением.

Отправлялись в паломничество тамбовские жители и в дальние страны. Заветной мечтой каждого было посещение Святого Града Иерусалима и Святой Горы Афон. В XIX веке, с открытием постоянного пароходного сообщения России с портами Средиземноморья, количество паломников на Святую Землю и Афон резко возросло. В Тамбовской губернской канцелярии оформление заграничных документов для желающих совершить паломничество в Иерусалим даже выделили в отдельное делопроизводство. Так велико было число заявок.

Паломники, побывавшие на Святой Земле, неизменно пользовались огромным авторитетом и уважением современников. Так, житель города Моршанска Димитрий, посетивший гору Афон и Иерусалим, почитался многими горожанами как афонский монах, хотя никогда монахом не был.

Конечно, не все могли совершить паломничества в дальние страны. Однако и на территории епархии к этому времени появилось много значимых для паломников святых мест. Это были тамбовские монастыри, которых к 1917 году насчитывалось 27. Самыми посещаемыми из них, кроме, названных выше, являлись: Иоанно-Предтеченский Трегуляевский мужской монастырь, Сухотинский Знаменский женский монастырь, Сезеновский и Троекуровский женские монастыри, Кирсановский Тихвино-Богородицкий женский монастырь. В эти и другие обители совершались паломничества жителями близлежащей округи в течение всего года. У тамбовских горожан появилась благочестивая традиция - посещать находящийся в десяти верстах от Тамбова Трегуляев монастырь в дни Великого поста, там говеть и исповедоваться. О благотворном влиянии таких посещений свидетельствуют воспоминания схимонахини Сепфоры, в детстве бывавшей в Спасском Фитингофском женском монастыре, и схимонахини Антонии, в молодые годы побывавшей в Сезеновском женском монастыре. Яркие впечатления детства и юности остались на долгие годы и подвигли их позднее принять монашеский постриг.

Кроме монастырей, в Тамбовской епархии существовало множество других святых мест. Это, прежде всего, храмы города Тамбова, где находилось несколько чудотворных икон Пресвятой Богородицы и святых угодников Божиих, частицы святых мощей; храм в селе Карандеевка Кирсановского уезда (ныне Инжавинский район), где находился особо чтимый образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Вообще, во многих городах и весях Тамбовской епархии, почти в каждом приходе была своя известная далеко за его пределами святыня.

С начала XIX века все больше паломников посещают Тамбов, чтобы поклониться месту захоронения святителя Питирима, епископа Тамбовского. Помолиться на могилке святителя задолго до его прославления благословлял своих духовных чад батюшка Серафим Саровский. В дни прославления святителя Питирима в 1914 г. в Тамбов собралось более 50.000 паломников со всей России, так что город с трудом их смог всех разместить.

После 1917 года новая власть начала целенаправленную борьбу против Церкви и всего того, что хоть как-то было связано с Православием. В Тамбовской губернии были закрыты все храмы и монастыри (в наше время сохранилось только 30% от прежнего количества храмов и только 4 монастыря - все в полуразрушенном состоянии), уничтожены многие святыни (из 70 чтимых икон до нашего времени сохранилось менее десяти). Главная святыня Тамбовского края - честные мощи святителя Питирима были изъяты и переданы в краеведческий музей. Доступ верующих к ним был закрыт.

Но даже в это тяжелое время многие жители Тамбовской земли продолжали совершать паломничества. В 20-30-х годах XX века огромное количество богомольцев приходило к святым источникам в селах Горелое, Ломовис, Незнановка, Трегуляй, Дубовое и многим другим. Власти вели борьбу с этим, однако, без всякого успеха. Начавшаяся Великая Отечественная война немного снизила количество паломников к источникам. Но после окончания войны вновь произошел всплеск паломнической активности. Характерным примером такого паломничества являются поездки верующих к святому озеру в село Мамонтово, где некогда находилась древняя Мамонтова пустынь, в которой хранился чтимый образ святителя Николая Чудотворца. Иногда по праздникам у озера собиралось до 10.000 человек. Несмотря на чинимые советскими властями всевозможные препоны (озеро огораживали, ставили милицейские посты) люди продолжали приходить сюда все годы гонений на Церковь, моля святителя Николая о помощи.

С 60-х гг. многие верующие Тамбовской епархии стали совершать паломнические поездки по стране. Посещали Троице-Сергиеву Лавру, Почаевскую Лавру, Глинскую пустынь, Псково-Печерский монастырь и другие святыни, получая духовные наставления у известных монастырских старцев.

Возрождение паломнических традиций в Тамбовской епархии можно связать с началом 90-х годов, когда Скорбященский приход г. Тамбова стал организовывать паломнические поездки в Задонск и Оптину пустынь. Вскоре стали паломничать в Дивеевский монастырь, Санаксарский монастырь и другие. В настоящее время подобные поездки организуются и другими приходами епархии. Возрождается благочестивая традиция совершения пеших паломничеств, прежде всего с участием детей и молодежи. Такие паломничества организуются в Тамбовской епархии с 1995 года.

Со второй половины 90-х годов тамбовские паломники все больше посещают порушенные святыни на родной земле, благодаря этому началось восстановление многих из них. В 1992 г. Тамбовской епархии возвращены мощи святителя Питирима, которые ныне вновь почивают в Спасо-Преображенском кафедральном соборе. Была построена часовня над источником в с. Трегуляй и храм в честь святителя Питирима. Восстанавливается Сухотинский Знаменский женский монастырь, а также Никольская Мамонтова пустынь, куда совершаются регулярные паломнические поездки.

Тамбовская земля богата своими святынями и всегда рада оказать заботу и попечение тем, кто приезжает помолиться и духовно укрепиться в ее обителях и храмах и поклониться ее православным святыням.

Храм святителя Спиридона Тримифунтского,
Челябинской епархии, Московской Патриархии, Русской Православной Церкви
456905, РФ, Челябинская область, Саткинский район, пос. Межевой, ул. Карла Маркса, 5 "б"
Тел. 8 35161 74751           hramsatka@narod.ru