| Новости | Расписание богослужений | Паломническая служба | Храмы | Библиотека | О нас |

Епископ Егорьевский Марк,
заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата,
главный редактор журнала «Православный паломник»

Православное паломничество: содержание понятий

Все мы являемся свидетелями тех мировоззренческих сдвигов, которые происходят в современном мире. Вызывает беспокойство, что все шире распространяется подход, согласно которому вся жизнь рассматривается, исходя из принципов рынка. Под это прокрустово ложе подгоняются и проявления религиозной жизни. Подобное утверждение справедливо в отношении темы паломничества, обсуждаемой настоящей конференцией. В законодательствах самых разных стран вы не найдете понятия паломничество. Все перемещения, имеющие религиозную мотивацию, объявляются сферой интересов туризма. А туризм в наше время все чаще рассматривается с экономической точки зрения. Нет нужды говорить, что такой подход является разрушительным для паломничества. К сожалению, очень часто приходится встречаться с непониманием сути паломничества. Причем это бывает не только у людей светских. Причина притяжения многих светских людей к теме паломничества понятна. Мотивы этого интереса коренятся в желании извлечь материальную выгоду. Если туристский продукт можно продать в упаковке паломничества, то почему стоит этим пренебрегать?

Непонимание сути паломничества можно обнаружить и среди организаторов паломничества, занимающихся этой деятельностью в ограде Церкви. Проявлением такого непонимания является употребление названий из мира туристского бизнеса, которые вообще не имеют никакого отношения к теме паломничества. К их числу относятся такие выражения как: паломнический тур, экскурсия по монастырю, экскурсионная служба монастыря, гид, экскурсовод, паломнический туризм. Конечно, можно приехать в монастырь для поклонения его святыням, а можно приехать и на экскурсию. И ничего плохого в том, что человек приезжает в монастырь на экскурсию, нет. Слава Богу, если светские люди интересуются храмами, монастырями. Но нужно понимать, что паломничество и туризм просто разные понятия, разные проявления жизни. Паломничество - проявление религиозной жизни, экскурсия - проявление жизни мирской. И понимая это различие, следует называть вещи своими именами.

Что же такое паломничество, и как его следует понимать? Путаница, о которой говорилось выше, возникает отчасти оттого, что наиболее употребительные слова паломник, паломничество для многих просто непонятны. Они не выражают того содержания, тех особенностей, которые свойственны для православной паломнической традиции. Происхождение термина паломник западное. Оно является сокращением от слова пальмовник. Слово же пальмовник является точным переводом соответствующего латинского слова. Пальмовник - это тот, кто несет пальмовую ветвь. Понятно, что здесь имеются в виду люди, несущие пальмовые ветви и участвующие в Крестном ходе Недели ваий, более известной в России как Вербное воскресенье. Сама по себе эта связь с Неделей ваий свидетельствует о двух особенностях понимания паломничества. Первой особенностью является связь паломничества со Святой Землей - первым местом паломничества верующих во Христа. Именно там паломники с пальмовыми ветвями совершали процессию в день Входа Господня в Иерусалим и затем увозили с собой эти ветви как святыню, напоминающую о совершении паломничества. Второй особенностью данного термина является свидетельство о том, что паломничество, прежде всего, было связано с праздником Святой Пасхи. И в наше время, вплоть до сегодняшнего дня, наибольшее количество православных паломников приезжает в Иерусалим именно на Пасху.

Другое слово также западного происхождения, которое мы нередко слышим в наше время в связи с темой паломничества - это слово пилигрим. Причем если термин паломник является переводом латинского слова, то пилигрим - это просто русская транскрипция латинского термина. Это слово используется для обозначения паломничества сразу в нескольких, прежде всего в романских языках: французском, итальянском, английском и т. д. Содержанием данного понятия является идея странствия, путешествия. Путешествие, которое обозначается этим словом, может иметь, в том числе, и религиозный характер. Хотя сам по себе религиозный аспект в данном понятии является вторичным элементом. Вообще в слове пилигрим отсутствует упоминание о цели путешествия: На первом месте стоит обозначение процесса - перемещение в пространстве. Если в наше время, когда родной язык бездумно засоряется иностранными словами, мы слышим слово пилигрим, то в древнерусской литературе широко употреблялось аналогичное слово странник.

Существует, однако, относящееся к паломничеству понятие, основанное и на православной традиции. Его истоки восходят к отцам Седьмого Вселенского Собора. Как известно, Седьмой Вселенский Собор собрался для того, чтобы поставить точку в вопросе об иконопочитании. Перед отцами Собора, которых иконоборцы обвиняли в идолослужении, стояла важная задача: выразить различие между отношением к Богу и отношением к святым иконам. В противовес иконоборцам, отцы Собора постановили различать два понятия: служение - латриа и поклонение - проскинисис. Служение подобает одному лишь Богу (отсюда Богослужение). Иконам же подобает поклонение. Тот же самый принцип, те же самые слова в сознании Церкви были отнесены и к паломничеству. Святые места суть места поклонения. Терминологически в православной традиции нет никакого различия в отношении верующего человека к святым иконам и к святым местам. Человек, совершающий это поклонение, издревле назывался поклонником.

Таким образом, если первые два упоминавшихся термина фиксируют внешние стороны поклонения святым местам: связь с местом и со временем паломничества, необходимость перемещения в пространстве, то понятие поклонник имеет в своей основе догматическое учение Церкви. К сожалению, слово поклонник оказалось незаслуженно забыто. Забыв свою традицию, мы заимствовали понятия у представителей западного, прежде всего католического мира. При этом не было принято во внимание, что католическое учение о паломничестве, по сути, имеет другое содержание. Различие это коренится в расхождении учения о святых иконах. Дело в том, что определения Седьмого Вселенского Собора были позднее рассмотрены и отвергнуты на католическом Франкфуртском Соборе. Таким образом, для католиков иконы суть не образы, таинственным образом соединяющие нас с Первообразом, а лишь иллюстрации к Священной истории. Как выражался еще Римский папа Лев, священные изображения - это Библия для неграмотных. Поэтому святые места, согласно духу католического учения - это не места поклонения, а места священных воспоминаний. Католические пилигримы, посещая святые места, лишь воспоминают о тех событиях, которые на них происходили: читают Евангелие или жития святых. Этим, по большей части, и ограничиваются их паломнические путешествия.

К сожалению, незнание основ своей духовной традиции привело к тому, что многие православные не имеют ясного представления о том, что же такое православное паломничество. В то же время, в своем большинстве, воцерковленные люди, не зная тонкостей церковного учения, ведут себя как настоящие поклонники. Тем не менее, это не снимает задачу формирования у православных верующих ясного понимания сути и смысла православного паломничества.

Церковное понимание паломничества тесно связано с учением о святых иконах. И в истории нашей Церкви отношение к иконам и отношение к паломничеству имеют общие черты. До недавнего времени у нас в стране умели писать иконы главным образом в западной реалистической манере, игнорируя православный иконографический канон. За отсутствием иконописцев этим занимались светские мастера. И лишь в последние десятилетия стало происходить возрождение православного иконописания. Церковь сама взяла в руки это важнейшее делание и стала готовить иконописцев. Ибо иконописание есть внутреннее делание Церкви, иначе называемое богословием в красках. Точно таким же внутренним деланием Церкви является поклонение святым местам.

Поклонение святым иконам является составной частью богослужебной жизни. Невозможно отделить поклонение иконам от молитвенной практики православных верующих. Точно так же невозможно отделить поклонение святым местам от церковной жизни и естественным образом соединить с туристской практикой, потому что это явления разного порядка.

Наше время, хотя и не без трудностей, является временем возрождения церковной жизни. Паломничество - его важная составляющая. Важно, чтобы паломничество возрождалось на правильных началах. Необходимо, чтобы люди, ответственные за возрождение и развитие паломничества, имели ясное представление о его содержании и формах.

Храм святителя Спиридона Тримифунтского,
Челябинской епархии, Московской Патриархии, Русской Православной Церкви
456905, РФ, Челябинская область, Саткинский район, пос. Межевой, ул. Карла Маркса, 5 "б"
Тел. 8 35161 74751           hramsatka@narod.ru