| Новости | Расписание богослужений | Паломническая служба | Храмы | Библиотека | О нас |
Система Orphus

Свято-Троицкий храм

(Сатка, автор проекта неизвестен). Саткинский завод.

Первые православные храмы начали возводиться в Сатке и на территории нынешнего района одновременно со строительством Троицко-Саткинского завода. На площади перед заводом поставили маленькую деревянную церковь в честь Живоначальной Троицы. В июне 1774 ее вместе с заводом сожгли повстанцы из отряда Пугачева.

Новый храм (он указан на плане Саткинского завода 1782) вновь выстроили на заводской площади. Каменная церковь, построенная заводовладельцем Лугиным в 1785 г.

Первые ее описания относятся к 1798 г.: «Церковь двухэтажная из кирпича, покрыта тесом, об одной главе, длина 14 сажен 1,5 вершка, ширина 5 сажен 2 вершка, высота колокольни с крестом 18 сажен 2,5 вершка, толщина стен 1,5 аршина. На колокольне 6 колоколов». В колокольне имелись часы, сделанные при Саткинском заводе самоучкой слесарным мастером. Церковь была двухпрестольной: первый во имя Николая Чудотворца, второй во имя Живоначальной Троицы. В нижнем этаже церкви в иконостасе было 29 икон, в верхнем – 45. На колокольне – 6 колоколов: большой праздничный колокол московского литья весил 26 пуд. 21,5 ф.; великопостный – весом 10 пуд. 23 ф.

В 1850-1851 гг. в Свято-Троицкой церкви перестроили три стены и наружную лестницу на 2-ой этаж с западного фасада. Здание побелили. Купол позолотили.

17 июля 1894 г. при церкви было открыто попечительство. Земли при ней небыло. Причт состоял из 2 священников и 2 псаломщиков, получал в год 770 р. казеннаго жалованья (в том числе пособия квартирное и на содержание) и до 750 р. дохода от прихода, помещался на наемных квартирах. В заводе было 2 училища — М. Н. П. мужское двух-классное и женское начальное.

Приход состоял только из завода с 8950 д. обоего пола (4251 мужчин и 4699 женщин), в том числе раскольников 207 д.

В 1921 г. в верхнем этаже церкви было 90 икон, в нижнем – 64. Церковь освещалась 13 электролампочками. В начале 30-х гг. церковь закрыли, купол и колокольню разобрали. Перед Великой Отечественной войной в здании располагалась столовая, 1941-1944 гг. – школа снайперов, 1945-1953 – Дом пионеров, 1956-1988 – кинотеатр им. С. М. Кирова, 1989 - июль 1990 – выставочный зал, с августа 1990 – Саткинский городской краеведческий музей.

Оксана Леонидовна Беляева, (261) 4-03-41.

Ист.: ГАСО, ф. 24, оп. 2, д. 1926; ЗГАО, ф. И-19, оп. 1, д. 154, 1569; там же, ф. Р-76, оп. 1, д. 172; ОГАЧО, ф. И-170, оп. 1, д. 13; фонды Саткинского краеведческого музея, д. 296.

Лит.: Беляева О. Л. И прошлое, и будущее / О. Беляева // Саткинский рабочий. 1997. 6 нояб.

Печальна и трагична судьба Белой (Троицкой) православной церкви в Сатке. Она обладала уникальными сокровищами. Эта церковь возвышалась в центре Заводской (ныне 1 Мая) площади в старой части города. В послевоенные годы на ее нижних этажах размещался кинотеатр имени С.М. Кирова, выставочный зал, а в последнее время — музей. В Саткинском краеведческом музее хранится «Докладная записка М.Ф. и Мали Э.И. о поездке с 18 по 23 июня 1925 г. по исследованию пещеры в Саткинском заводе, инструктировании в саткинской ячейки краеведения и обследование реки Хуторки, вода которой производит рвоту». В этом документе сказано следующее:

«Собор, построенный Лугининым в 1770-1776 годах, имеет весьма интересное прошлое. Собор разделен на два этажа. Нижний был отделан в стиле Людовика 14-го, а верхний — в царствовавший тогда итальянский стиль художниками, выписанными для этой цели. Но общее убранство и красота отделки художников уже потеряли свое величие и в настоящее время превратились в сборище разнохарактерных церковных убранств. Из наиболее заслуживающих внимание редкостей второго этажа собора можно отметить: 1) две статуи, поднятые к самому потолку, изготовленные итальянскими мастерами по заказу Лугинина. Статуи представляют двух женщин. Резано из дерева. Статуи довольно внушительных размеров, высотой, по данным тов. Завоевоновой, около 1,9 м., были завезены в Саткинский завод через несколько лет после построения собора. 2) В алтаре хранится полотно кисти, несомненно, итальянских мастеров. На нем изображено сидящим на троне одно из лиц божественного состава, окруженного массой летающих ангелов. Работа очень хорошая и заслуживает внимание музея. 3) Евангелие с шикарнейшим давлением по бронзе, пайке — издание конца 18-го века. Характерен как образец древнего искусства. 4) Несколько икон, рельефно изображающих те или иные моменты жизни богов, отделанные цветными камнями с Урала — работа Саткинских мастеров, особенно ценный и богатый материал в отдел народного творчества музея.

На колокольне этого лугининского собора помещаются часы — изобретение одного из саткинских рабочих, а по смерти его находящиеся в бездействии. Подвесные гири приводили в движение целую серию шестеренок, откованных из железа. На валиках этих шестерен помещаются несколько десятков различной длины и ширины зубьев, захватывающих веревки от колоколов, и через каждые 15 минут часы отсевали время. Причем 15-минутный бой производился в один колокол, а 0,5-часовой — в другой и часовой — в третий. Механизм весьма сложный и требует больших трудов в разгадке. Не часы эти достойны музея, а музей достоин часов. На это мы обращаем внимание правления ЗООК и при первой возможности настаиваем на их перенесение в музей к реставрации. Это единственное сохранившееся изобретение рабочих из массы остальных, не принятых правительством и церковью, и поэтому, естественно, погибших. Кроме того, одно важное обстоятельство может повлиять на дальнейшую судьбу часов. Колокольня, имеющая 17 сажень в высоту, в настоящее время дала очень сильный наклон при сильных ветрах и звоне в большой колокол. На этой колокольне видна расходящаяся щель. Это говорит о том, что колокольня через известный промежуток времени может окончательно потерять равновесие и упасть. Тогда последнее изобретение рабочего будет обречено на гибель. Во избежание этого мы настаивание на переведение этих часов в музей». Но от перечисленных богатств ничего не осталось. Даже колокольни с часами. Нет, она не упала. Саткинскую родственницу знаменитой Пизанской падающей башни просто сломали, как ненужный атрибут. Все пошло в костер «культурной революции» (а точнее инквизиции), на свалку, на слом, в металлолом. Сбылись пророческие слова благочестивого протопопа Аввакума: «Выпросил у бога Сатана светлую Русь...». Так на практике осуществилась свобода совести, свобода вероисповедания в СССР.

В годы «культурной революции» и разгула репрессий на вооружение воинствующих атеисте была взята крылатая фраза Карла Маркса «Религия — опиум народа». Но Карл Маркс к этой трагедии никакого отношения не имел. В своих философских трудах он не призывал к зловещей анархии, к взрыву темных сил, к погромам храмов. Пусть злодейские погромы останутся на преступной совести фанатичных варваров, узурпировавших не только религию, древнерусское искусство, но и государственный строй, его институты. Разрушали храмы не только на периферии, но и в центре Москвы. На этот вандализм их вдохновляли наши прежние духовные вожди. В послевоенной Германии — на родине К.Маркса — подобного не случилось ни в ГДР, ни в ФРГ — ни в Берлине, ни Дрездене, ни в Лейпциге и тем более ни в Кельне или в Трире.

Поистине жуткое оскорбление было нанесено православным верующим. Им плюнули прямо в лицо. До этого могли додуматься только люди с нулевой моралью, с самым низким уровнем культуры.

Храм святителя Спиридона Тримифунтского,
Челябинской епархии, Московской Патриархии, Русской Православной Церкви
456905, РФ, Челябинская область, Саткинский район, пос. Межевой, ул. Карла Маркса, 5 "б"
Тел. 8 35161 74751           hramsatka@narod.ru