| Новости | Расписание богослужений | Паломническая служба | Храмы | Библиотека | О нас |
Система Orphus

Храм Вознесения Господня

Автор неизвестен. Здание каменное, оштукатуренное, крестово-купольное, имело 5 глав.

Каменная церковь в честь Вознесения Господня построена усердием прихожан и других благотворителей в 1869 — 75 г.г. и освящена 31 марта 1875 г. С 29 марта 1887 г. при церкви существовало попечительство. Причт, — священник и псаломщик, — получал в год 192 р. казенного жалованья (с 1874 г.), дохода от прихода до 400 р. и ругу (до 400 п. хлеба), помещался в общественных домах. В селе была соединенная земская школа.

В конце XIX века приход состоял из села и 4-х деревень с 3161 д. обоего пола (1550 мужчин и 1611 женщин), в том числе раскольников 185 д.

Церковь закрыта в середине 1930-х гг. 20 века. В годы Великой Отечественной войны в здании находился склад сельско-хозяйственной продукции, затем — сельский клуб, с 1950-х гг. до 1987 — Айлинский районный дом культуры.

Из всех церквей в Айлино в целости не осталось ни одной. В 60-годах один из авторов этих строк (В.П.Чернецов) видел старинную фотографию православной церкви вознесения, подклеенную на толстом картоне. Ее показал В. Чернецову житель этого села Борис Иванович Трапезников. Храм имел великолепный вид. Верхнюю часть собора венчали купола, маковки и высокая колокольня (звонница). Вокруг церкви был разбит сад с могучими тополями и елями, сооружена каменная ограда из граненных песчаниковых блоков и плит, выполненными новопристанинскими каменотесами. Поверх ограды возвышалась ажурная решетка, сплетенная из кованного железа. Каменную ограду В.Чернецов запомнил, но решетки были уже сняты. Еще в первые послевоенные годы она была цела, и ребятишки, бегая по ней, играли в догонялки. Потом ограду разобрали, тесанные плиты и блоки увезли на строительство в Айлинский МТС. Говорили, что очень был удобный поделочный материал. В 30-х годах верх Вознесенской церкви сняли, сделали шатроную крышу и покрыли листовым железом. Внутреннее убранство церкви демонтировали, культурную утварь конфисковали, разграбили, иконы растащили, некоторые успели" разрубить, настенные фрески соскоблили, замазали. Там, где бил алтарь, сделали сцену и повесили экран. Когда В.Чернецов учился в Айлинской школе, дверью мужской уборной служила огромная икона с живописным изображением Иисуса Христа. Школьники, сидя по сноси естественной нужде на очке, любовались его лучезарным ликом и обливали икону струей мочи, выписывая при этом замысловатые спирали. Это было в высшей степени кощунственно, но никто на эти безобразия не обращал внимание. Вот где нашла второе применение древнерусская культовая живопись и где в первые кое-кому довелось ее созерцать. В бывшей церкви сделали сельский клуб, позднее его стали именовать Айлинским районным домом культуры. В старину возле церкви под куполами тополей хоронили сельских священников, и там лежали в аккуратном порядке массивные каменные надгробья. Потом их убрали, могилы сравняли с землей.

Одна плита с церковно-славянским текстом долгое время валялась во дворе конторы первого отделения совхоза возле амбаров, а позднее она куда-то исчезла. Во время войны церковь (или уже клуб) приспособили под склад для хранения овса, а потом в ней устроили скотный двор, держали телят, а в отдельные годы туда загоняли овец. Нередко уже в послевоенные годы в помещении клуба жили «буксирщики» — прикомандированные рабочие, приезжавшие из Сатки на уборку урожая. Спали прямо на полу, зарывшись в солому, будто свиньи. Долгое время здание бывшей Вознесенской церкви служило «очагом культуры». Случались и казусы. В 60-х годах крыша дома культуры стала протекать, и железо сменили на шифер. А через несколько лет потолок над зрительным залом стал подозрительно коробиться и надуваться пузырем. Хорошо, что спохватились во время и не нажили беду. Виновниками оказались голуби. Под шиферной крышей они нашли себе удобное жилье и за несколько лет накопили слой помета толщиной почти два метра. Пришлось вручную его сбрасывать и заняться новым ремонтом крыши и потолка. Навозу оказалось несколько десятков автомобилей, и он пошел на удобрение кукурузных полей. Вот ведь какая незавидная судьба у Вознесенской церкви! Не судьба, а трагедия, «пир во время чумы»!

В настоящее время здание церкви восстановлено и освящено митрополитом Челябинским и Златоустовским Иовом 5 сентября 2005 года.

Также в с.Айлино находились Другие храмы с. Айлино
Храм святителя Спиридона Тримифунтского,
Челябинской епархии, Московской Патриархии, Русской Православной Церкви
456905, РФ, Челябинская область, Саткинский район, пос. Межевой, ул. Карла Маркса, 5 "б"
Тел. 8 35161 74751           hramsatka@narod.ru