| Новости | Расписание богослужений | Паломническая служба | Храмы | Библиотека | О нас |
Система Orphus

О Таинстве Крещения

Премудрость Божия устроила на земле дом спасения. Этот дом есть святая церковь. Вход в него есть крещение.

Крещение установлено Самим Господом нашим Иисусом Христом. Он заповедовал Святым Апостолам и их преемникам – епископам и священникам, сказав: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа; уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28:19).

Крещение есть новое духовное рождение, дающее человеку обновленное состояние, совершается над человеком единственный раз в жизни и не повторяется. «Кто будет веровать и крестился, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк.16:16).

Как Господь в утробе св. Девы облекся в наше естество, исключая грех, так крещающийся в купели облекается во Христа, делается причастником божественного естества. Елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся (Гал.3:27).

При первом рождении своем от родителей человек рождается с первородным грехом. В купели крещения человек получает от воды и Святого Духа новое рождение, в котором очищается от греха прародительского, унаследованного от Адама, и при условии покаяния от греха произвольного. Человек за грех должен был умереть: он и умер сперва духовной смертью, потом телесной.

В крещении он освобождается от смерти, сперва духовной, а потом телесной. Духовная смерть состояла в разлучении духа или ума с Богом. В крещении человек опять приемлет Святого Духа, делается причастником божественного естества, облекается во Христа.

Телесная смерть состояла в разлучении души с телом. В крещении душа получает залог бессмертия; семя новой жизни; через обновление духа обновляется и тело. Спогребшись Христу крещением в смерть (Римл.6:4), человек получает от него силу бессмертия. Как Христос умер один за всех и воскрес, так и все, умершие во Христе, оживут с Ним. Смерть телесная для верующих есть уже не смерть, а сон. Поэтому умершие во Христе именуются на языке церкви усопшими.

В крещении человек освобождается от проклятия, как от последствия греха, и возвращается ему благословение Божие. До крещения грех жил в сердце человека, как яд, проникал все его существо. С крещением яд греха измывается: душа просвещается и освящается. Грех перестает действовать на человека властительски: человек получает силу, при помощи которой он побеждает грех, действующий на него теперь извне, приражениями; крещающийся получает силу стоять за истину и правду до смерти, и смерти иногда ужасной и мучительной, что показали на себе св. мученики.

До крещения сатана чрез грех властвовал над человеком, как над своим рабом. С крещением человека насилие сатаны прекращается, он может действовать только извне: обманом, обольщением, но никогда насилием, доколе верующий пользуется дарованными ему средствами для борьбы с духом злобы.

Уже самое определение Таинства Крещения говорит о том, что оно связано с коренным переломом в жизни человека. Стать Христианином — это не значит только переменить убеждения или даже образ жизни; это значит решительно переродиться, стать новым человеком. Слова Господа, что зерно не оживет, если не умрет (Ин.12:24). или «Кто не несет креста своего... не может быть Моим учеником» (Лк.14:27), или сказанное Никодиму: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3:5), не остаются без свершения. Священная история, как и история христианства, знает множество примеров, начиная с апостола Павла, когда уверовавшие во Христа, а потом крестившиеся, становились действительно новыми людьми.

Духовное рождение означает, что человек перестает жить для себя, а начинает жить для Христа и других людей, обретая в этом и для себя полноту жизни. Обращение ко Христу совершенно меняет центр интересов.

Такое обращение бывает иногда крутым или же постепенным. Крещение взрослых является результатом свершившегося в них духовного переворота, и Благодать Таинства его освящает и закрепляет, а при крещении детей, хотя они еще не имеют сознательной веры, в них тоже всевается семя благодатной жизни, приводящее впоследствии к полному перерождению крещенного, при условии надлежащего христианского воспитания.

Принимающие Святое Крещение должны подготовиться к этому Таинству, твердо знать основы православной веры, принимать участие в богослужебной жизни Церкви, иметь навык в молитве и жить по заповедям Божиим. Такие требования к крещаемым и восприемникам изначально были в Церкви. «Веришь ли ты от всего сердца твоего?». «И покайтеся, и да крестится каждый из вас во оставление грехов и получите дар Святаго Духа» (Деян.2:38).

Для достойного принятия Крещения нужны вера и полное покаяние, отказ от прежней своекорыстной греховной жизни, с осознанием связанности ее с действием злых духов и отречения от них.

Вера в Бога – есть первое условие для принятия Крещения. Вера рождается от слышания Слова Божия и утверждается в человеке по мере исполнения заповедей Божиих и борьбы с грехом.

Второе условие есть покаяние, желание человека очистить себя от греха, исцелить свою душу и тело. Тогда над подготовившимся человеком совершается Таинство Крещения. «Уверовавший в Сына Божия кается в прежних своих грехах и очищается от них в купели Крещения. Тогда дается ему начало благодати – семя новой жизни». Теперь от последующей жизни новокрещенного зависит или возрастить это семя в древо вечной жизни, исполняя заповеди Божии, или погубить его в земле своего сердца. Духовная жизнь в Церкви после Крещения совершается через церковные таинства: Покаяния, Причащения и другие, – без этого истинная христианская жизнь невозможна, и христианину грозит отторжение от церковного тела из-за несовместимости духовных основ жизни.

Святая Церковь преподает нам силы к благочестию. Без благодатных сил не может жить ни один член Церкви, и они подаются нам по мере нашей веры и любви к Богу. Действия же, через которые подаются нам эти силы, называются таинствами. Веру в таинство мы исповедуем в десятом члене Символа веры, говоря: «Исповедую едино крещение во оставление грехов». Правда, здесь говорится только о крещении, но под ним разумеются и другие таинства, так как принявший крещение получает право пользоваться и другими таинствами.

Что такое таинство? Таинство есть священное действие, совершаемое священником, в котором через какой-либо видимый внешний знак, невидимо, непостижимым для нас образом, подается нам благодать Святого Духа или спасительная сила Божия.

Как обыкновенная жизнь человека начинается рождением, так и жизнь христианская начинается возрождением в таинстве крещения.

Родившемуся младенцу нужны надзор и руководство, так и для жизни во Христе нужны помощь и руководство, чтобы эта жизнь росла и укреплялась. Эта укрепляющая и возвращающая благодать подается в таинстве миропомазания.

Для поддержания телесной жизни нужны пища и питие; для преуспевания в жизни духовной, святой преподаются человеку духовная пища и питие в таинстве причащения.

Тело человека подвергается различным тяжким недугам, для излечения которых человек обращается к лекарствам; подобно сему и духовная жизнь подвергается нравственным недугам и болезням - грехам, от которых человек исцеляется в таинстве покаяния.

Благодать же, исцеляющая болезни телесные, подается в таинстве елеосвящения.

Господь, сотворив человека, благословил его на продолжение и умножение рода человеческого и освятил союз мужа и жены, а так как этот благословенный союз, вследствие грехопадения, стал греховным, то необходима особая благодать, дающая супружескому союзу очищение и святость. Она и сообщается в таинстве брака.

Наконец, для совершения таинств необходимы лица избранные, освященные и поставленные. Благодать, сообщающая им силу на совершение таинств, подается в таинстве священства.

«Премудрость созда себе дом (т. е. Церковь) и утверди в ней столпов седмь» (Притч. Сол.9:1).

В то же время христиане должны помнить, что данный в Таинстве Крещения талант, залог новой жизни, приумножается путем личных усилий, иногда подвигом всей жизни. Иными словами, мы никогда не должны забывать данные при крещении обеты. Тем не менее, уже при самом принятии Святого Крещения в крестившемся совершаются неизгладимые перемены: он освобождается от власти первородного греха, и сатана изгоняется из его сердца. Хотя возможность искушать его диаволом остается, но он становится как бы внешним человеку. Некрещеный человек в силу первородного греха, в сущности, не может не грешить, а крещеный, хотя и может грешить, но властен и не грешить.

Совершение Таинства Крещения

Крещение есть Таинство включения человека в Церковь путем усыновления его силой Христовой Богу Отцу. Таким образом, Крещение есть общее дело и торжество Церкви. В древности оно приурочивалось чаще всего к величайшему христианскому празднику – Святой Пасхе и совершалось торжественно в собрании верующих в храме.

В случае крайней нужды крещение может совершиться путем простого погружения в воду (или даже путем кропления), при произнесении крещальных слов каждым православным христианином, в силу принадлежности его к «царственному священству», то есть в Церкви. Это крещение считается неполным и дополняется священником.

Следующий рассказ может служить свидетельством того, что до крещения человека сатана и слуги его держат его в рабстве у себя; что до крещения грех живет в сердце человека, властвует над ним, а через грех обладает им сатана; но после крещения сила греха притупляется, он изгоняется из сердца человека, хотя и не перестает действовать на последнего извне.

К одному миссионеру, когда он с проповедью прибыл в стойбище алтайцев, явился некрещеный туземец с детьми, изъявляя желание принять святое крещение. В числе детей был его сын, подверженный припадкам беснования. По прибытии миссионера сей последний на малое время пришел в сознание и просил, чтобы его крестили вместе с другими. Когда пред крещением читаемы были заклинательные молитвы, одержимый беснованием трепетал, как бы боясь чего-то: на вопрошения «Отрицаешься ли сатаны?» обычные троекратные отречения он произносил каким-то диким голосом. Когда ему велено было дунуть и плюнуть на сатану, не мог этого сделать, дрожал и скрежетал зубами; повеление плюнуть в знак отречения от диавола повторено было ему несколько раз, но он все-таки не мог исполнить его. Тогда с призыванием имени Божия возложен был на голову оглашаемого крест, и он получил свободу исполнить требуемое, плюнул, но только однажды, потом лишился чувств и стал падать на землю. Присутствовавшие поддерживали его. С оглашаемым начались судорожные корчи рук и ног, он чувствовал возгорание внутреннего огня, от которого как бы горело его сердце. После этого он был крещен; пришел в полное сознание, стал на ноги и почувствовал себя здоровым. Тогда же он был приобщен св. Таин. Наутро, явившись к миссионеру, на вопрос последнего о состоянии здоровья он ответил: «Силой Бога моего Иисуса Христа я спал спокойно».

Через два месяца он опять заявил миссионеру, благоговейно осеняя себя крестным знамением: «Благодарение Богу моему Иисусу Христу: хотя и чувствую некоторое приражение диавольское к моему телу, но отражаю сие молитвою; ибо когда молюсь с земными поклонами, жар тела проходит». После этого Давид не раз приезжал из своего стойбища в церковь, говел и приобщался св. Таин, говоря: «Мне нужно чаще это делать, ибо чувствую в этом для себя великую пользу». Этим он совершенно освободился от всякого прилога диавольского и теперь вполне здравствует и благодарит Бога.

Совершает Таинство Крещения епископ или священник. Однако, если случится, что некрещеный человек или младенец опасно болен, а священника вблизи нет, то всякий христианин или христианка должны совершить крещение в воде с произнесением слов:

Крещается раб (раба) Божий (имя) во имя Отца + Аминь, и Сына + Аминь, и Святаго Духа + Аминь.

При произнесении имени каждого лица Святой Троицы погружать крещаемого в воду или возлить воду на тело его (ее). В этом случае Крещение будет неполным, но дополняется священником в Таинстве Миропомазания.

Внешние условия Крещения

Иметь при себе полотенце, чистое белье и тапочки, младенцам – простынку, быть в чистоте.

Крестные отцы и крестные матери (кумовья) для крещаемых должны быть совершеннолетними, крещеными, знающими основы православной веры, молитвы «Отче наш» и «Символ Веры» наизусть. За младенцев несут ответственность перед Богом родители и крестные. Принимающие Крещение в сознательном возрасте должны пройти курс катехизации (обучение основам веры) с последующим испытанием исповедью и осмысленно знать основные молитвы «Отче наш» и «Символ Веры» наизусть.

Пришедшие на крещение должны быть чистыми, одетыми в свежие одежды. Взрослым соблюдать 3-дневный пост, быть в воздержании и чистоте.

Не допускаются ко крещению неверующие, в нетрезвом состоянии, курящие в день крещения. Женщины, пользующиеся косметикой, должны быть с чистым лицом и руками. Эти вредные привычки христианское вероучение отвергает вообще.

Благодатной вам помощи и радости о Господе.

Храм святителя Спиридона Тримифунтского,
Челябинской епархии, Московской Патриархии, Русской Православной Церкви
456905, РФ, Челябинская область, Саткинский район, пос. Межевой, ул. Карла Маркса, 5 "б"
Тел. 8 35161 74751           hramsatka@narod.ru