| Новости | Расписание богослужений | Паломническая служба | Храмы | Библиотека | О нас |
Система Orphus

САМОИСПЫТАНИЕ

ДЛЯ ГОТОВЯЩИХСЯ К ИСПОВЕДИ

Пришедший впервые на исповедь к своему духовнику должен на­звать свое христианское имя, ска­зать православной ли он веры, семей­ный ли или безбрачный и какое зани­мает положение.

Исповедующийся должен сказать, давно ли он исповедывался и у кого в последний раз? Почему оставляет пре­жнего духовника? Исполнил ли епити­мию, наложенную прежним духовни­ком? Не утаил ли чего на исповеди от духовного отца? Не состоит ли под клят­вою, отлучением или запрещением? Если исповедующийся несет какое-либо наказание (епитимию) до сих пор, то священник должен отослать его к нака­завшему.

Лучше всего, когда кающийся сам раскрывает свои язвы духовному врачу. Поэтому следует, чтобы он, без воп­росов со стороны священника, сам сознавал и исповедывал свои грехи; свя­щенник только помогает ему вопроса­ми. Священник должен останавливать кающегося, когда тот начинает говорить о предметах, которые к исповеди вовсе не относятся, или когда кающий­ся хотел бы назвать соучастников в сво­ем грехе, или, вместо исповеди во грехах, стал бы выставлять на суд свои добро­детели.

Прежде чем пойти на исповедь, каж­дый исповедник должен сам припомнить все свои грехи, чтобы на вопрос духов­ника о грехах не отвечал: «Во всем гре­шен», — ибо такой ответ свидетельству­ет о том, что человек пришел каяться, на­перед нисколько не испытав сам себя. Самоиспытание вообще необходимо для каждого, но особенно перед исповедью.

Самоиспытание лучше всего совер­шать рассмотрением того, не согрешил ли я нарушением 10-ти заповедей Божиих, старался ли преуспеть в добродетелях, о которых гласят Заповеди Блажен­ства, и выполнял ли требования Церк­ви, изложенные в 9-ти заповедях цер­ковных.

Десять заповедей Божиих

1. Я есть Господь Бог твой, да не будет у тебя иных богов, кроме Меня.

Против этой заповеди согрешает тот, кто:

  • не верует в Бога, как учит Право­славная Церковь, не верит достаточно в Божественный Промысел, имеет произвольные сомнения касательно учения, Таинств и обрядов Церкви;
  • не почитает Божию Матерь, Ангелов, угодников Божиих, не признает их сво­ими ходатаями и не просит их о себе мо­литься;
  • призывает на помощь злых духов, делает заклинания, прибегает к ворожеям, волхвам, верит снам, гаданиям, приметам и другим суевериям;
  • не старается, чтобы учение о Боге проникло в сердце и осуществлялось в жизни. Любит читать книги, противные учению веры и добрым нравам, и поддерживает подобные разговоры с другими;
  • любит кого или что-нибудь более, чем Бога, и не готов для исполнения воли Божией жертвовать всем мирским и самим собой;
  • надеется на кого или на что больше, чем на Бога, особенно на свои способ­ности, добродетели или богатство, а не на Божию милость;
  • отчаивается в своем спасении и ми­лосердии Божием или надеется спастись, полагаясь на одну только веру в благость Божию, не заботясь, со своей сто­роны, о добродетельной жизни и забы­вая правосудие Божие;
  • не благодарит Бога за все или осуж­дает дела Его творения и промысла;
  • недостаточно предается воле Божией и ропщет на Него в болезни, несчастии или при иных неблагоприятных обстоятельствах;
  • вообще нарушает заповеди Божий из человекоугодия.

Первая заповедь, запрещая означенные грехи, обязывает нас:

  • приобретать правильное познание о Боге и Его воле;
  • веровать в Бога;
  • надеяться на Него;
  • любить Его с совершенной преданно­стью Его воле.

2. Не сотвори себе кумира и всякого подобия, елика на небеси гор, и елика на земли низу, и елика в водах под землею, да не поклонишися им, ни послужиши им.

Против этой заповеди согрешает тот, кто:

  • уподобляет Богу кого-либо из сотво­ренных Им или говорит о предметах земных, что он их «обожает»;
  • считает идолопоклонством преклоне­ние перед святыми иконами, мощами или относится к ним без должного благоговения; не имеет у себя в доме св. икон, не носит на себе святой крест или не старается правильно изображать на себе крестное знамение; оказывает небре­жение священным вещам, как то: св. воде, просфорам и т.д.;
  • из выгоды показывает себя набож­ным (лицемерие) или из ложного стыда боится показать себя верующим; напри­мер постыдился помолиться (перекреститься) в присутствии Неверов или по­боялся защитить славу имени Божия или священные предметы перед людьми нечестивыми, кощунниками;
  • поработил себя какой-либо страсти, как то: пьянству, необузданному сладострастию, корыстолюбию, гордости;
  • нарушает заповеди Божий из рабо­лепства духу времени и модным обычаям.

3. Не произноси имени Господа Бога твоего всуе.

Против этой заповеди согрешает тот, кто:

  • клянется именем Божиим во лжи и в маловажных делах;
  • употребляет в присяге (клятве), ког­да нужно, уловки, хитрости, разуме­ния в помыслах не то, что говорит сло­вами;
  • клянется именем святых, душою своею, жизнью или иным образом, или принуждает кого-либо к божбе и клят­ве понапрасну в мелочах;
  • нарушил какую-либо клятву или присягу, не выполнил какой-либо обет, данный Богу; нарушил обещание, дан­ное человеку именем Божиим или святых Его;
  • богохульствовал или вообще дерзко говорил против Бога; умышленно или неумышленно кощунствовал, то есть осмеивал священные предметы или слова св. Писания обращением их в шутку;
  • высказал презрение к людям благо­честивым (называя сие ханженством);
  • употребляет имя Божие слишком ча­сто, без нужды и должного благоговения, особенно в шутках, песнях, дурных разговорах, или употребляет в таких же случаях имя Божией Матери, Ангелов и угодников Божиих;
  • призывает на помощь Бога или свя­тых Его в дурных делах или забавах.

4. Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай и сотвори в них все дела твои, день же седьмой — суббота господу Богу твоему.

Против этой заповеди согрешает тот, кто:

  • не чтит воскресные и праздничные дни посещением храма, чтением и слушанием слова Божия;
  • нарушает святость воскресных и праздничных дней посещением нака­нуне зрелища, увеселительных собра­ний и т. д.;
  • посещает храм по неволе или из лю­бопытства, а не для участия в общей христианской молитве, чтобы сподо­биться благодати Божией;
  • неблагоговейно стоит в церкви, не­внимателен, рассеян, отвлекается суетными помыслами, разговорами и сме­хом;
  • не совершает домашних молитв: ут­ром, вечером, перед и после еды, перед и после всякого дела и вообще ленится молиться;
  • не соблюдает постов (не только воз­держанием от скоромной пищи, но и духовным пощением);
  • долго уклоняется от св. Причастия по нерадению о своем спасении или при­ступает к св. Причастию без всякой должной подготовки, с нечистою совестью; препятствует другому исполнять хрис­тианский долг говения и вообще обязательные установления Церкви;
  • ленится трудиться в будни или про­водит их в праздности, забавах и пиршествах.

5. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли.

Против этой заповеди согрешает тот, кто:

  • не почитает родителей неповинове­нием им, недостаточной о них заботой (особенно в старости или при болезни), непоминовением их в молитвах при жиз­ни их и по смерти, холодным к ним отношением, грубостью, обманом, бранью или оскорблением; совершает те же гре­хи в отношении лиц, заменяющих роди­телей;
  • не почитает и не повинуется духовным властям, не любит достаточно свое отече­ство или изменяет ему, не молится о благоденствии своего народа;
  • питает ненависть или зависть к сво­им наставникам, пастырям Церкви и вообще к духовному и монашескому чину, не повинуется им и поносит их; ропщет против них, порицает или пере­суживает их действия;
  • не уважает старших, не благодарен благодетелям, испытывает зависть или ненависть к родственникам; допускает ненависть или несправедливость к жене (мужу) или к мужу (жене), или к собственным детям, или делает предпочте­ние одним из них, не молится за них Богу;
  • плохо воспитывает своих детей, не внушая им любовь к Богу, Церкви, оте­честву и ближним, или сам подает им плохой пример; делает им поблажки или поступает с ними жестоко;
  • делает что-либо, противное запове­дям Божиим, в угоду родителям или начальникам;
  • будучи начальником, учителем или наставником, явил нерадение о благосостоянии и спасении своих подчинен­ных или обижал их.

6. Не убий.

Против этой заповеди согрешает тот, кто:

  • волею или неволею умертвил кого-либо; соучаствовал в таком деянии делом или советом, или укрывательством виновного;
  • умерщвляет в себе зачавшийся плод (женщина) или содействует этому (мужчина или женщина);
  • попустил человеку подвергнуться смерти или содействовал ускорению чьей-либо смерти, подвергнув его опасным для жизни случаям, притеснением или лишением средств к проживанию, изнурением сил и здоровья, или довел кого до чрезмерной скорби и преждевре­менной смерти;
  • имея возможность помочь больному, попустил умереть ему по своей лени или небрежности, или по своекорыстию;
  • довел кого до самоубийства, посове­товал кому самоубийство или упустил случай отвлечь от самоубийства;
  • вызвал кого на поединок или под­стрекал на это другого;
  • не разнимает ссору и драку; сам име­ет расположение к ссоре, драке, буянству и имеет желание мстить или изуве­чить кого побоями;
  • наказывая кого по праву, делает сие со злостью и с излишней жестокостью;
  • убивает без нужды животных (напри­мер, ради спорта) и любит их мучить;
  • оскорбил кого суетным гневом, строп­тивостью в обращении, злословием, ненавистью, что повергает человека в глу­бокую скорбь, чем расстраивается здоровье и сокращается жизнь;
  • «убил» человека грубым словом, на­звал «диаволом» и т. д.;
  • имеет с кем-либо вражду или злопа­мятство в настоящее время; от такого Бог не принимает ни молитв, ни каких-либо даров;
  • убивает душу, когда научает или по­ощряет других на дела греховные или явно соблазнительным примером вводит других в грех;
  • имел намерение покуситься на само­убийство или расстраивал свое здоровье совершенною бездеятельностью, пресыщением, пьянством, курением табака, употреблением наркотиков, сладострастием, а также небрежением к болезням (не лечиться); эти грехи тоже относятся к самоубийству;
  • умерщвляет душу при жизни тела та­кими грехами, которые навсегда лиша­ют его благодати Божией, каковы: упорное сопротивление истине, ожесточение во грехах, совершенная нераскаянность, отчаяние.

Шестая заповедь, запрещая вредить жизни и благосостоянию ближнего, вместе с тем, налагает обязанность:

  • помогать бедным;
  • облегчать состояние несчастных, на­ходящихся в болезни или тяжкой скор­би;
  • не только никого не оскорблять ни словом, ни делом, но обходиться со все­ми кротко, вежливо, дружелюбно, назидательно;
  • примирять враждующих и самим с гневающимся примиряться;
  • обиды терпеливо переносить, прощать их всем и благотворить даже врагам.

7. Не прелюбы сотвориши.

Против этой заповеди согрешает тот, кто:

  • предается какому-либо виду любоде­яния;
  • не уклоняется от страстных поцелу­ев, похотных осязаний, взглядов с вожделением, сквернословия, сладострастных песен, бесстыдных телодвижений, кокетства, услаждения нечистыми мечтами и произвольного похотного разже­ния;
  • не уклоняется от всего, что возбуж­дает страсть и располагает к плотской нечистоте, как то: роскошь, праздность, пресыщение, пьянство, чтение соблазнительных книг, рассмотрение соблазнительных картин, вольное обращение с другим полом, гульбища, соблазнитель­ные зрелища и собрания, пляски, излишнее щегольство с желанием нравиться и прельщать других;
  • помогает другим в удовлетворении их плотской похоти или склоняет других к греху: развратил девицу (мужчи­на) или чужого мужа (женщина);
  • старается собою прельщать другой пол: прельстил чужую жену (мужчина) или чужого мужа (женщина);
  • неумерен в плотском наслаждении, состоя в супружестве;
  • состоя в супружестве, вступил в плот­скую связь с другим лицом или иначе как-либо нарушил супружескую верность;
  • не заботится о нравственной безопас­ности другого супруга (то есть муж — жены или жена — мужа), допустил его до распутства потворством или худым сво­им поведением;
  • совершает противоестественные плотские грехи.

8. Не укради.

Против этой заповеди согрешает тот, кто:

  • так или иначе присваивает чужую собственность, в том числе: подлогом, обмериванием, обвешиванием, обсчитыванием, фальшивой монетой, прода­жей худого товара, нарушением усло­вий при сделках, выманиванием, удер­жанием платы и т. д.;
  • похищает церковное имущество (свя­тотатствует), присваивает казенное или общественное имущество или употреб­ляет его на свои нужды;
  • укрывает вора или похищенное или покупает его; утаивает найденное;
  • берет проценты выше законных, не платит долгов, имея к тому возможность;
  • наносит ущерб имуществу ближнего (например, поджогом) или воспрепятствовал выгодам других;
  • продает чрезмерно дорого недостаю­щий товар или берет чрезмерно за труд или услугу в случае крайней нужды ближнего;
  • в той или иной форме брал взятки, давал их, бывал лицеприятен из корыстолюбия или худо, недобросовестно или небрежно исполнял свои обязанности, получая за их исполнение вознаграж­дение;
  • употреблял вещи, хотя и собственные, на одну роскошь и тщеславие;
  • бывает несострадателен, немилосер­ден к бедным, не дает милостыню или помощь нуждающимся;
  • тунеядствует, притворяется больным и бедным, чтобы не трудиться или да­ром получает плату, а дела или долж­ности не исполняет как следует;
  • скупостью повредил своему здоровью или своим близким или расточил свое имущество;
  • не старается употребить на пользу ближнего данные ему от Бога таланты;

Восьмая заповедь, запрещая сказанные грехи, предписывает противоположные им добродетели:

  • безкорыстие,
  • верность,
  • справедливость,
  • милосердие,
  • содействие выгодам и благосостоя­нию других.

9. Не послушествуй на друга своего свидетельства ложна.

Против этой заповеди согрешает тот, кто:

  • клевещет на ближнего перед судом, начальством, родителями; скрывает ис­тину в таких же случаях;
  • открывает истину во вред другому из-за злости, по вражде или по неосновательному подозрению, разглашает чужие пороки и слабости, чтобы очернить доброе имя ближнего;
  • подслушивает, подсматривает, на­ушничает, слушает наговоры и по ним судит о людях, переносит сплетни, распространяет вредные слухи, любит ссо­рить людей;
  • отзывается о других резко, осмеива­ет их и толкует в худую сторону их сло­ва и действия или подозревает кого в нечистой жизни;
  • осуждая других, считает себя луч­шим;
  • льстит другим, хваля в глаза, а за глаза осуждает; лицемерит, делая доб­ро на показ, а не по совести перед Бо­гом;
  • почитает чужие добрые дела худыми, объясняя их лицемерием;
  • вообще всякий, кто склонен к пересу­дам, двоедушию, сплетням, насмешке насчет других, ябедничеству, лицемерному общению с другими, лести и пресмыкательству перед высшими и вооб­ще всякому празднословию.

В противоположность этим грехам, девятая заповедь предписывает:

прямодушие, искренность, простоту, верность, правдивость, осторожность в словах, сохранение и защиту доброго имени ближних.

10. Не пожелай жены ближнего твоего, не пожелай дому ближнего твоего, ни села его, ни раба его, ни вола его, ни осла его, ни всего, елика суть ближнего твоего.

Против этой заповеди согрешает тот, кто:

  • завидует другим, особенно в духов­ных дарованиях;
  • злорадствует при неудачах ближне­го, желает ему зла или досадует, видя другого счастливым;
  • презирает других, считая себя луч­шим, домогается почестей от других, лести и угодливости; любуется собой и хвалится своими качествами;
  • испытывает худые, противные люб­ви к ближним, пожелания и помыслы, оскверняющие душу и приводящие ко греху;
  • самолюбив, что проявляется в мечта­тельном многоведении, самопревозношении, в своекорыстии и плотоугодии.

Самолюбию противополагается чистая любовь с самопожертвованием.

Заповеди блаженства

Продолжая самоиспытание, каю­щийся должен рассмотреть Заповеди Блаженства и обличить себя, если он не старался или мало старался развить в себе добродетели, о которых говорится в этих заповедях. Из них:

1-я — Блаженны нищие духом... — тре­бует, чтобы мы воспитывали в себе сми­рение;

2-я — Блаженны плачущие... — призы­вает нас со слезами сокрушаться о сво­их грехах;

3-я — Блаженны кроткие... — требует, чтобы мы были снисходительны к ближ­ним и относились к ним с любовью;

4-я — Блаженны алчущие и жаждущие правды... — учит нас во всем и всегда искать прежде всего правды Божией;

5-я — Блаженны милостивые... — тре­бует от нас милосердия к другим, помощи нуждающимся;

6-я — Блаженны чистые сердцем... — требует от нас полного изгнания из сер­дца каких бы то ни было грязных или похотливых желаний и совершенно чистой совести;

7-я — Блаженны миротворцы... — ис­ключает всякую в нас враждебность к другим, требует всепрощения обид и внесения мира вокруг себя;

8-я — Блаженны изгнанные правды ради... — велит нам служить правде Божией до готовности претерпеть за нее гонения;

9-я — Блаженны есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради... — предписыва­ет нам с радостью претерпевать всякое гонение за Христа.

Затем кающийся должен спросить себя, выполнил ли он требования девяти церковных заповедей?

Девять Церковных заповедей.

Первая заповедь церковная предписыва­ет каждому молиться Богу с сокрушени­ем и умилением сердца и исполнять ус­тавы Церкви во все воскресные и праз­дничные дни, т.е. слушать вечерню, ут­реню, литургию и поучение.

Вторая заповедь предписывает, чтобы христианин ежегодно соблюдал четыре поста, а также пост по средам и пятни­цам.

Третья заповедь предписывает, чтобы духовным лицам оказываемо было дол­жное уважение, как служителям Божи­им и посредникам, ходатайствующим за нас у Бога, особенно тем, которые ис­поведуют нас, как отцы духовные, и чтобы мы советовались с ними о спасе­нии нашем.

Четвертая заповедь предписывает четы­ре раза в год и непременно хоть один раз в год исповедывать свои грехи пе­ред священником, законно и православно рукоположенным, а тем, которые пре­успевают в благочестии и святой жиз­ни, — каждый месяц; больные же преж­де всего должны стараться очистить исповедью свою совесть и причаститься Святых Тайн, приняв перед этим, в слу­чае тяжкой болезни, Таинство Елеосвя­щения.

Пятая заповедь требует от христианина твердо хранить свою православную веру. Для этого предписывается, чтобы неопыт­ные в познании св. Писания не читали книг, написанных еретиками, не слуша­ли богохульного их учения и удалялись от общения с ними.

Шестая заповедь предписывает молить-ея о всех христианах, живых и умерших, преимущественно о тех, которым вруче­на власть духовная и гражданская; заповедует также молиться об обращении к православной вере еретиков и раскольников.

Седьмая заповедь предписывает соблю­дать посты и моления, назначаемые осо­бо митрополитом или епископом в сво­ей епархии по какой-либо нужде, как-то: для отвращения гнева Божия, угро­жающего народу, для избавления от язвы, или голода, или войны, или бездождия, или для исцеления больных, или утешения скорбящих.

Восьмая заповедь предписывает, чтобы никто не похищал и не употреблял на свои нужды церковного имущества.

Девятая заповедь предписывает, чтобы православные христиане не присутствовали на непозволенных играх и зрелищах и чтобы не следовали языческим обычаям, но воздерживались от них.

Завершая самоиспытание, верующий должен добросовестно спросить себя: не извиняет ли и не оправдывает ли он ху­дых своих дел? Старается ли он избегать случаев ко греху? Оставил ли грехи, в которых прежде каялся? Имеет ли сер­дечное желание и твердое намерение впредь избегать тех грехов, в которых теперь кается?

Исповедание грехов перед священни­ком должно сопровождаться гонением, которое, по уставу, продолжается целую седмицу. В это время говеющий должен соблюдать установленный пост, усилить подвиги церковной и домаш­ней молитвы, стараться об обуздании страстей и греховных привычек, вооб­ще вести жизнь строго воздержанную, покаянную, растворенную делами любви и благотворения христианского.

По нужде, указанный срок говения может быть сокращен на три и даже на один день. Не выполнивший хотя бы этого малого требования должен осоз­нать греховность такого существенно­го небрежения и, прежде всего, принес­ти покаяние в этом грехе.

Храм святителя Спиридона Тримифунтского,
Челябинской епархии, Московской Патриархии, Русской Православной Церкви
456905, РФ, Челябинская область, Саткинский район, пос. Межевой, ул. Карла Маркса, 5 "б"
Тел. 8 35161 74751           hramsatka@narod.ru